ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН
В статье обозначены причины трансформации взглядов руководства Новороссии и Таврической губернии на реформирование управления духовными делами мусульман. Анализируются действия местных властей по установлению контроля над вакуфами упраздненных мечетей, распространению русского образования среди крымских татар, реорганизации Таврического магометанского духовного правления в отделение Таврического губернского правления, прекращению наследственности крымско-татарского духовенства, — проекты всех этих преобразований были разработаны в 1867–1869 годах.
Российские мусульмане, существуя внутри российского правового поля, развивали свою общину как российские граждане, подчиняясь общегосударственным правовым нормам. Ханафитская религиозно-правовая школа была базисом развития всей татарской научно-богословской мысли: как кадимистского, так и джадидского направления. Татарская научно-богословская мысль выработала механизмы адаптации мусульманского права к современной действительности путем пересмотра некоторых принципов, точек зрения на мазхаб, на мусульманское правотворчество.
В статье рассматриваются вопросы мусульманского образования в селениях Юго-Западного Дагестана в начале XX в. в связи с отдельными артефактами, привезенными в 1910–1911 гг. из полевой этнографической экспедиции А. К. Сержпутовским. Присутствие этих предметов в Дагестане начала ХХ в. наглядно подтверждает наличие здесь двухступенчатого образования
В статье рассматривается практика передачи ушир-закята крестьянским комитетам общественной взаимопомощи (ККОВам) в Адыгее (Адыгейской автономной области) в первой половине 1920-х гг. Эта новая советская практика анализируется в контексте становления государственной системы социальной взаимопомощи, а также изменения социального статуса служителей мусульманского культа в 1920-е гг. Выделяются причины непопулярности комитетов крестьянской общественной взаимопомощи у адыгов, а также причины неприятия новой практики со стороны мусульманского духовенства.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ
Настоящая статья посвящена реконструкции и анализу религиозного учения Васила б. ‘Аттаʼ — р одоначальника мутазилитской школы калама, известного ритора и апологета конца VII — н ачала VIII в. На основе сохранившихся отрывков автор делает вывод об относительной самостоятельности концепции Васила, которая, хотя и не стала поворотной точкой в современной ей мысли Халифата, но во многом подготовила возникновение «зрелого» калама, и по сей день представляющего интерес для западного историка философии. Отдельно делается вывод о рационалистической парадигматике теологии Васила как о методологическом начале мутазилитских экзегезы, теологии и натурфилософии.
Персидские философы внесли большой вклад в развитие арабо-мусульманской философии. Они создавали свои сочинения как на арабском, языке науки того времени, так и на персидском. Насир Хусрав (1004 — после 1074 г.) — выдающийся исмаилитский философ и поэт, который оказал значительное влияние на становление персоязычной философской терминологии. Цель работы — определить специфику и особенности персоязычной философской лексики в трактате Насира Хусрава Гушāйиш ва рахāйиш («Раскрытие и освобождение»), а также разрешить сложности, которые возникают при переводе этого трактата на русский язык.
ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье предпринимается попытка пересмотра ряда утвердившихся в татарском языкознании мнений о явлении лексического заимствования арабизмов в татарский язык как результата языковых контактов — непосредственных или опосредованных, обосновывается тезис об особой роли мусульманского права как экстралингвистического фактора не только в формировании юридической терминологии татарского языка, но и в обогащении лексического запаса в целом, делается вывод относительно их «участия» в формировании юридической терминологии татарского языка.
В статье рассматриваются основные идеи Габдуллы Буби (1871–1922), которые характеризуют его как религиозного философа и просветителя. В частности, анализируются его полемический труд «Истина» и трактат «Женщины». В статье отражается проблематика трудов, дается их оценка. Также в нем отражены ключевые для коранической экзегетики понятия «насих» и «мансух», затрагивается концепция «открытия дверей иджтихада» как идейный инструмент религиозно-философских размышлений Г. Буби.
В данной статье предпринимается попытка выяснить влияние ведущего мусульманского университета ал-Азхар на представителей российского ислама, формирование их образа мыслей, а также выявить его роль в социокультурных и общественно-политических процессах, в которые было вовлечено мусульманское сообщество России в середине XIX — начале XX в., связанных в первую очередь с реформой религиозного образования и возникновением интеллигенции.
ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН И НАРОДОВ
Этапы распространения исламизма среди татарского народа: а) исламизм как официальная идеология булгаро-татар (922– 1552); б) исламизм периода преследования (1552–1788); в) исламизм конца XVIII в. — 1917 г., характеризовавшийся как реформаторским крылом, так и традиционалистским. Две разновидности общетюркской идеологии: татарский и турецкий тюркизм. Лидеры татарского тюркизма: Ф. Карими (1870–1937), Дж. Валиди (1887–1932), Х. Максуди (1868–1941); лидеры турецкого тюркизма: Ю. Акчура (1876–1935), Х.-Г. Габаши (1863–1936). Сторонники «татаристов»: Ш. Марджани (1818–1889), К. Насыри (1825–1902), Р. Фахраддин (1859–1936), Г. Ахмеров (1864–1911).
Во внешнеполитическую практику Саудовской Аравии в конце ХХ в. произошло внедрение инструментария «мягкой силы». Данная статья имеет целью рассмотрение особенностей саудовской модели «мягкой силы» и оценку ее эффективности с точки зрения приоритетных внешнеполитических задач. Автор выделяет ислам в качестве основного фактора «мягкой силы» Саудовской Аравии. Значительное внимание уделено институциональному аспекту несилового воздействия, а также информационно-коммуникационным технологиям.
В статье рассматривается значение ковра в консолидации национального сообщества. Отдельно анализируется репрезентация национального образа через ковровое культурное наследие. Процессы, происходящие в современном Туркменистане, исследуются через призму теоретических подходов Эрика Хобсбаума и Эдварда Саида.
Статья посвящена крупнейшему идеологу пансирианизма Антуну Сааде (1904–1949), в ней рассматривается биография политика, его деятельность на этом поприще, идейные установки созданной им Сирийской националсоциальной партии, выступавшей за возрождение сирийской нации и создание на землях Благодатного Полумесяца единого государства. Доктрина пансирианизма представляет собой один из интереснейших образцов ближневосточных националистических идеологий, во многом определявших политическое развитие региона в XX в.
РЕЦЕНЗИИ
Логинова А. В. «Евразия и ислам. Евразийский вектор: мусульманская религиозная и общественнополитическая мысль о цивилизационном единстве России–Евразии». М.: Большая Российская энциклопедия, 2017.
ISSN 2618-7221 (Online)