Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Рецензируемый научный журнал

Ислам в современном мире" издается с 2005 г. Выходит 4 раза в год.

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, сформированный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, по отраслям науки в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени:

5.5.1. История и теория политики (исторические науки; политические науки),

5.5.2. Политические институты, процессы, технологии (политические науки),

5.6.1. Отечественная история (исторические науки),

5.6.4. Этнология, антропология и этнография (исторические науки),

5.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению:
православие, ислам, иудаизм, протестантизм) (теология),

5.11.2. Историческая теология
(по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм,
протестантизм) (теология),

5.11.3. Практическая теология (по исследовательскому направлению:
православие, ислам, иудаизм, протестантизм) (теология).


Журнал способствует академическому и критическому анализу исторических, политических и теологических (богословских) аспектов развития ислама и мусульманского общества. Издание активно участвует в теоретических и эмпирических исследованиях и тем самым содействует критическому пониманию сложной природы идей и исламских ценностей, социальных конфигураций и материальных реалий, характерных для мусульманских обществ в современном мире.

Публикуемые материалы проходят процедуру рецензирования и экспертного отбора. Редколлегия журнала руководствуется нормами и международными стандартами; установленными Комитетом по этике публикаций Commitee on Publication Ethics (COPE).

Журнал индексируется российских и иностранных библиографических, реферативных и полнотекстовых базах данных (РИНЦ, ВИНИТИ РАН, РГБ, Ulrichsweb, East View и др.). Адрес страницы журнала в научной электронной библиотеке Elibrary.ry – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=32009

Распространяется по подписке во всех регионах России и за рубежом.
Подписной индекс 94107 в Объединенном каталоге «Пресса России» и в электронном каталоге «Российская периодика» в сети Internet (www.arpk.org).

Формат 70х100 1/16. Тираж 1000 экз. В розницу — цена свободная.

Печатное СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).  Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 65168 от 28.03.2016. 

Предложение (публичная оферта) услуг по подписке на журнал «Ислам в современном мире»
Скачать бланк квитанции для оплаты  подписки.

 

 

Текущий выпуск

Том 21, № 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ

23-44 22
Аннотация

Статья является продолжением исследования «Краткий обзор истории формирования ханафитской вероучительной школы по ‘акиде (VIII — нач. XIV в.)», опубликованного в предыдущем номере (Ислам в современном мире. 2025. Т. 21. № 2. C. 23–45). В данной работе анализируется дальнейшее развитие ханафитской вероучительной школы с XIV в. по 1-ю пол. XX в. В представленной статье рассматриваются дальнейшие периоды развития вероучительной школы, выделяются основные направления теологической мысли. Исследование опирается на анализ ключевых вероучительных текстов рассматриваемого периода и современную историографию.

45-62 30
Аннотация

В настоящей публикации производится детальное изучение понятия бид‘а /бидаат (араб. «нововведение») в исламской религиозной мысли. Рассматривается происхождение самого термина и его использование в теолого- правовой литературе. Осуществлен анализ разнообразия интерпретаций понятия бид‘а различными представителями мусульманской теолого-правовой мысли, особое внимание уделено позициям российских мусульманских теологов. Выявлены важнейшие особенности и определяющие факторы, оказывающие влияние на практическое применение этого понятия в религиозной жизни. Наряду с этим подробно изучается соотношение понятий бид‘а и масалих мурсала (араб. «неограниченные пользы»), проводится детальное изучение границ их взаимного пересечения и сфер отдельного применения. Это позволяет лучше понять нюансы различия между этими двумя концепциями в правовом и этическом аспектах ислама. Кроме того, работа акцентирует внимание на современных тенденциях восприятия бид‘а в среде мусульман-неомодернистов, проживающих в условиях глобальной интеграции культур и цивилизаций. Обсуждаются проблемы совместимости традиционного понимания исламских законов с меняющейся социальной средой.

САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ, ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПАМЯТНИКИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ ИСЛАМА

65-78 25
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению и общему описанию петербургских печатных изданий Корана (Екатерининские Кораны), обнаруженных в библиотечных собраниях мира. Благодаря источниковедческому анализу разных библиотечных каталогов и изучению библиографического описания каждого экземпляра, его заглавия, места и года издания, физических характеристик (формат, переплет), идентификации шифра и истории его хранения в статье сделан задел для будущего сводного каталога всех известных петербургских изданий Корана. Результаты исследования показывают исторический путь распространения каждого экземпляра, его географию (Россия, Германия, Нидерланды, Швейцария, Франция, Австралия) и хронологию выхода из печати (1787–1796 гг.). В заключении автором ставятся вопросы и предпосылки для создания единого каталога Петербургских изданий Корана, в котором будут описаны места их хранения и дано полное или уточненное библиографическое описание для каждого найденного экземпляра Екатерининского Корана. Итоги проведённого исследования открывают пути для дальнейшего изучения истории бытования, текущего состояния и теологического исследования петербургских изданий Корана в странах Западной Европы и даже на австралийском континенте.

81-106 19
Аннотация

В настоящей работе проводится анализ 39-й главы энциклопедического сочинения последнего классика мусульманской экзегетики Джалал ад- Дина ас-Суйути (1445–1505) «Ал-Иткāн фӣ 'улӯм ал-Кур'āн» (Совершенство в коранических науках), в котором подводится итог всей традиции суннитской науки о Коране, под названием ал-вуджӯх ва-н-назā’ир. Исследование показало, что в определении этих терминов богослов в общем следует формулировке Ибн Таймиййи в интерпретации его ученика Ибн ал-Каййима и разделяет категории вуджӯх и назā’ир. К первому относятся омонимы, а ко второму — унивокативы. При этом, приводя примеры слов, Суйути разделяет их не по этому признаку, а по количеству имеющихся значений. В первом разделе приводятся примеры слов с тремя и более значениями, во втором — с одним исключением из общего, а в третьем — однозначных слов Корана. Подавляющее большинство значений во всех группах представляет собой контекстную коннотацию и экзегетическую интерпретацию, тогда как лишь небольшой ряд значений обусловлен языковой полисемией. Представленные в работе примеры однозначности имеют наиболее сильную из всех трех групп аргументацию преданиями, возводимыми к Пророку и «отцам уммы».

107-122 16
Аннотация

В статье представлены некоторые документы и печатные издания, имеющие отношение к трудам и общественной деятельности Мусы Джаруллаха Бигиева. Данные материалы были обнаружены в Управлении государственных архивов при кабинете президента Турецкой Республики и библиотеке Турецкого исторического общества в ходе поисковой экспедиции 2019 года. Кроме этого, представлен один из рассекреченных относительно недавно документов. Хронологические рамки описываемых документов очерчены 1905–1926 гг. и охватывают период жизни Бигиева как на родине, так и в эмиграции. Массив документальной информации вводится в научный оборот впервые и позволяет получить представление не только о малоизвестных страницах биографии самого Бигиева, но и данные о его неизвестном доселе родственнике, его судьбе и активном участии в распространении книг Бигиева в Турции. Также становится очевидным существование повышенного интереса османских и турецких властей к его трудам. Особый интерес представляют образцы межведомственной переписки государственных органов и инстанций Османской империи и Республиканской Турции, касающиеся различных аспектов общественной деятельности Бигиева. Представленные в статье документы позволяют получить красноречивую картину реакции властей самого высокого уровня на появление в Турции таких книг Бигиева, как «Тарих ал-Кур’ан ва-л-масахиф» (1905) и «Ислам милләтләренә» (1923), отражают их повышенное внимание к его публикациям на родине, дают понятие об отношении к Бигиеву высокопоставленных государственных деятелей. Статья отражает особенности и нюансы делопроизводства в государственных ведомствах Турции и межведомственного документооборота.

ИСТОРИЯ ИСЛАМА В РОССИИ

125-146 23
Аннотация

В статье рассказывается о некоторых сторонах жизни татарско-мусульманской общины Московской области в конце XIX — начале ХХ в. В допетровскую эпоху в Подмосковье сложилось несколько локальных татарских групп, но все они исчезли в XVII веке. Впоследствии подобные общины отмечаются в городах и уездах Московской губернии после 1860-х гг. (в частности, в Подольске), массовость они приобретают с 1890-х гг. (Богородск/Ногинск, Звенигород, Щелково, Мытищи). Первыми инфраструктурными объектами в отсутствие мечетей становятся мусульманские участки кладбищ. В статье на основе нововыявленных архивных документов повествуется об истории появления мусульманского кладбища в поселке Мытищи Московской губернии. Жизнь татарско-мусульманских общин Подмосковья в первые послереволюционные десятилетия анализируется на основании заметок из коммунистической прессы 1920-х гг.

147-166 31
Аннотация

В статье история старейшей сохранившейся каменной мечети Нижегородской области в селе Красный Остров (функционирует с 1901 г.) рассматривается с точки зрения изучения локальных центров сохранения исламской идентичности в иноэтничном окружении. Подобные объекты представляют собой уникальные «микрокосмы», отражающие не только эволюцию архитектурных форм, но и стратегии выживания религиозной общины в условиях имперской, а затем советской модернизации. Исследование выходит за рамки чисто архитектурного анализа, охватывая также проблемы исторической памяти, трансформации религиозных практик и взаимодействия локального сообщества с государственными институтами на протяжении трех веков. История мечети неразрывно связана с социокультурной историей татарской общины села Красный Остров и всего Нижегородского края. Архивные данные убедительно свидетельствуют о её ключевой роли не только как религиозного центра, но и как важнейшего образовательного учреждения (наличие медресе с начала XIX в.), привлекавшего внимание даже губернских инспекторов. Трагические страницы XX века — репрессии против духовенства (расстрел имама Ахмеда Нежметдинова в 1937 г.), закрытие мечети в 1938 г. и её последующая секуляризация (роддом, детский дом, фельдшерский пункт) —ярко иллюстрируют драматическое воздействие государственной политики на религиозную жизнь и материальное наследие. Возвращение мечети верующим в 1989 г. и её реставрация в 2011 г. знаменуют собой важный этап религиозного возрождения и восстановления исторической памяти. На протяжении всей своей истории (даже в период секуляризации) мечеть оставалась центром притяжения для жителей села, выполняя не только религиозные, но и образовательные, благотворительные, а в советское время — социальные функции. Эта преемственность общественной роли подчеркивает глубокую укорененность института мечети в жизни татарского села.

ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН И НАРОДОВ

169-188 18
Аннотация

Статья посвящена анализу ключевой роли российских мусульман как культурных посредников в развитии межкультурных отношений между Россией и Египтом в XIX — начале XX в. На основе путевых записок (хадж-наме) российских паломников и сочинений египетских путешественников автор показывает, как эти контакты формировали позитивный образ России в Египте и объективное представление о жизни мусульман в Российской империи. Статья вносит значительный вклад в изучение истории российско- египетских отношений, подчеркивая важность «народной дипломатии» и межрелигиозного диалога. Автор приходит к выводу, что многогранная деятельность российских мусульман заложила прочный фундамент для взаимопонимания и сотрудничества между двумя странами, исторический опыт которого сохраняет свою актуальность и в современных условиях.

189-207 23
Аннотация

Статья посвящена существующим на территории Туниса организациям, которые в какой-либо форме ассоциируют себя с исламом. В этой публикации автор исследует особенности деятельности исламских институтов и их влияние на страну и её население. Статья выстроена в следующем порядке: в начале определено положение ислама в Тунисе, для чего были собраны общие сведения о населении страны, а также проанализированы нормативно- правовые документы республики. Далее обозначены действующие государственные организации и назначения их деятельности. Аналогичная работа проведена и в отношении неформальных объединений. Статья представляет собой компиляцию информации о действующих организациях, относящих свою деятельность к исламу. После Арабской весны сторонники политического ислама в той или иной степени пытались внедрить исламские религиозные ценности в общественное сознание, на государственный уровень и даже поставить религиозные нормы выше гражданского права. Несмотря на усилия сторонников политического ислама, Тунис сегодня остаётся светским государством. Религиозная жизнь поставлена под контроль государства, и все организации в той или иной степени взаимодействуют с республиканской бюрократией, которая, в том числе, ответственна за достижение идеалов ислама, прописанных в Основном законе Туниса. В работе констатируется, что на сегодняшний день религиозные институты в Тунисе продолжают активно развиваться. Эта работа может быть использована другими исследователями в качестве кодифицированного источника информации об особенностях правового поля Туниса и об основных ассоциированных с исламом учреждениях арабской республики.

События

2025-02-26

Обновленные требования к предоставлению рукописей статей в журнал "Ислам в современном мире"

Обращаем ваше внимание на то, что в разделе "Правила для авторов" опубликованы обновленные требования к предоставлению рукописей статей в научный рецензируемый журнал "Ислам в современном мире". 

2019-06-19

ПОЗДРАВЛЯЕМ БАКАЛАВРОВ-ВЫПУСКНИКОВ СОВМЕСТНОЙ ПРОГРАММЫ ДУМ РФ И СПбГУ

Редакция журнала "Ислам в современном мире" вместе со всем теологическим сообществом поздравляет с успешной защитой выпускных квалификационных работ студентов Санкт-Петербургского государственного университета по направлению подготовки 58.03.01 "Востоковедение и африканистика", основной образовательной программы СВ.5099 "Исламоведение" по профилю "История и культура ислама" Барабанову Надежду Михайловну, Давлетшина Ильгизара Кенжогуловича, Заблоцкую Ольгу Алексеевну, Кадеева Мухамеда Рафиковича, Салахетдинова Фяниса Фяритовича!

Неимоверно важно, что сама программа "Исламоведение" была открыта в СПбГУ в рамках плодотворного сотрудничества с Духовным управлением мусульман РФ. В защите бакалавров принимал активное участие профессор Д. В. Мухетдинов, — главный редактор нашего журнала, первый зам. пред. ДУМ РФ, ректор Московского исламского института.

Те, кто уверяет нас в том, что изучение религиозной традиции "извне" и "изнутри" несовместимы, да прочитает серьёзные исламоведческие сочинения молодых теологов! Уже сегодня ясно: в фундаментальные российские университеты XXI века приходит новая теология: инклюзивная, академически грамотная, современная.

Мухамед Рафикович Кадеев защитил работу на тему "Лексико-семантические особенности языка Корана". Следует отметить, что корановедение, с одной стороны, находится на переднем краю семитологии вообще и арабистики в частности, с другой же стороны, представляет важнейший объект рефлексии для исламского теолога. Исследованием молодого учёного руководила опытный филолог-арабист, к. филол. н. О. А. Берникова.

Фянис Фяритович Салахетдинов посвятил свою работу теме "Переосмысление традиционных представлений о Рае и Аде в трудах мусульманских реформаторов на рубеже XIX-XX вв." Реформаторская мысль в исламе — явление, к сожалению, в России ещё малоизвестное и слабоизученное. Отрадно, что молодые теологи обращаются к этим сюжетам! Работа была выполнена под чутким руководством к. филос. н. А. И. Маточкиной.

Ильгизар Кенжлгулович Давлетшин с отличием защитил выпускную бакалаврскую квалификационную работу на тему "Абд ар-Рахман Ибн Халдун в истории религиозной и социально-политической мысли в мире ислама". Ибн Халдун — мыслитель, опередивший своё время; его учение глубоко и непреходяще актуально. Поэтому исследование И. К. Давлетшина вносит важный вклад в изучение позднесредневековой исламской мысли. Исследованием молодого учёного руководил известный историк, д. ист. н. Н.Н. Дьяков.

Заблоцкая Ольга Алексеевна изучила тему «Арабская рукописная традиция Северного Кавказа на примере экземпляров из собраний Российской национальной библиотеки». Изучение восточных рукописей тяжело, трудоёмко и почётно; рукописники — "белая кость" и элита востоковедов. Чем больше таких специалистов, тем серьёзнее отечественная академическая традиция. Руководил научным исследованием доц., к. филол.н. Я. Ю. Д. Хана.

Барабанова Надежда Михайловна написала работу на тему «Современные идеологи салафизма о целях священной войны в исламе». Данная тема действительно междисциплинарна и касается как теологии, так и вопросов международных отношений, мировой политики и пр. Руководитель данного исследования — учёный мирового уровня: профессор ближневосточных исследований Мичиганского университета, руководитель научной лаборатории анализа и моделирования социальных процессов при СПбГУ кандидат исторических наук А.Д. Кныш.

Исламская наука нуждается в молодых, увлеченных и целеустремленных ученых, -- таких, как наши молодые коллеги. Так пожелаем же им удачи и доброго научного пути!

 

2019-03-07

ISLAMO-SLAVICA: CALL FOR PAPERS

Ислам в славяноязычной среде: Islamo-Slavica как междисциплинарная область

 

Мусульманская культура на протяжении столетий была тесно связана со славяноязычным миром. Взаимодействие ислама и культур славянских народов в течение веков происходило на Балканах, в странах Центральной и Восточной Европы и, конечно же, на территории Российской империи, Советского Союза и современной России. Более того, в прошлом ислам и славянский язык во многих случаях становились частью одной этнической культуры, что имело место, например, у боснийцев или польских татар.

Однако наиболее ярко процесс такой интеграции происходил в 20 веке, в особенности, после распада социалистического блока. Именно тогда учеными была отмечена возросшая роль русского языка в российской мусульманской среде, где этот язык стал не только средством межнационального общения, но и инструментом развития богословской мысли. Развивается жанр русскоязычной исламской проповеди.

Современная культура российских мусульман встроена в постсоциалистический и постатеистический контекст, так что большинство верующих, осваивая религию заново, в той или степени оказываются неофитами. В процессе этого восприятия религиозной традиции происходит, если использовать термин знаменитого историка Эрика Хобсбаума, ее «изобретение», в том числе на советской/социалистической идейной и культурной базе, общей для остального русскоязычного населения России.

Таким образом, не только русский язык, но и (пост)советское интеллектуальное и культурное наследие, созданное на русском языке, а также (пост)советские институты, оказали огромное влияние на формирование современного российского ислама, что делает его органичной частью идейно-культурного поля страны. Это открывает обширную междисциплинарную область для изучения и осмысления, которую мы условно называем Islamo-Slavica, предполагая, что подобные процессы могли происходить не только на территории России, но и в других славяноязычных (пост)социалистических государствах.   

В связи с этим мы приглашаем заинтересованных авторов (историков, социологов, этнографов, исламоведов) принять участие в специальном номере журнала «Ислам в современном мире», который посвящен этой междисциплинарной области – изучению влияния славяноязычных (пост)социалистических контекстов на формирование новых исламских традиций, идеологий и практик.

Выпускающий редактор номера - доктор Амстердамского университета, исламовед Данис Гараев.

Дедлайн приёма рукописей - 15 августа 2019 г., тематический номер Islamo-Slavica выйдет в сентябре. Просим загружать статьи в Личный кабинет на сайте журнала.

Еще события...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.