Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Рецензируемый научный журнал

Ислам в современном мире" издается с 2005 г. Выходит 4 раза в год.

Входит в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, сформированный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации и вступивший в силу 1 декабря 2015 г., по отраслям науки в cоответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени:

07.00.00 Исторические науки и археология,
23.00.00 Политология,
26.00.01 Теология ( Отрасль науки: Философия, Филология, История, Искусствоведение, Культурология, Педагогика)

Журнал способствует академическому и критическому анализу исторических, политических и теологических (богословских) аспектов развития ислама и мусульманского общества. Издание активно участвует в теоретических и эмпирических исследованиях и тем самым содействует критическому пониманию сложной природы идей и исламских ценностей, социальных конфигураций и материальных реалий, характерных для мусульманских обществ в современном мире.

Публикуемые материалы проходят процедуру рецензирования и экспертного отбора. Редколлегия журнала руководствуется нормами и международными стандартами; установленными Комитетом по этике публикаций Commitee on Publication Ethics (COPE).

Журнал индексируется российских и иностранных библиографических, реферативных и полнотекстовых базах данных (РИНЦ, ВИНИТИ РАН, РГБ, Ulrichsweb, East View и др.). Адрес страницы журнала в научной электронной библиотеке Elibrary.ry – http://elibrary.ru/title_about.asp?id=32009

Распространяется по подписке во всех регионах России и за рубежом.
Подписной индекс 94107 в Объединенном каталоге «Пресса России» и в электронном каталоге «Российская периодика» в сети Internet (www.arpk.org).

Формат 70х100 1/16. Тираж 1000 экз. В розницу — цена свободная.

Печатное СМИ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).  Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77 - 65168 от 28.03.2016. 

Предложение (публичная оферта) услуг по подписке на журнал «Ислам в современном мире»
Скачать бланк квитанции для оплаты  подписки.

 

 

Текущий выпуск

Том 19, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ 

27-46 135
Аннотация

В статье, продолжающей цикл работ, приуроченных к 200-летнему юбилею Хусаина Фаизханова (1823–1866), рассматривается эволюция методов исторического исследования ученого. Показаны этапы становления Х. Фаизханова как историка и выявлены факторы трансформации его взглядов и подходов. Первый опыт подготовки самостоятельной исследовательской работы был получен Х. Фаизхановым предположительно в 1859–1860 гг. во время написания общей истории населения Среднего Поволжья. В последующем Х. Фаизханов подвигнул на подготовку такой работы Ш. Марджани, завершившего ее в 1862 г. Под влиянием дальнейших собственных открытий в источниковедении и углубления в исследовательские методики Х. Фаизханов, вероятно, в том же 1862 г. приступает к подготовке специальных научных работ по истории Волжской Булгарии, Казанского и Касимовского ханств. Первая из них считается утраченной, две другие не были закончены, но оказались обнаружены в виде рукописей, анализ которых позволил утверждать, что они однозначно были включены в последующем в сочинение Ш. Марджани «Мустафāд ал-’ахбāр фӣ ахвāл К̣азāн ва Булг̣āр». Противоречия внутри самой работы Ш. Марджани приводят к мысли, что работу Х. Фаизханова по Волжской Булгарии постигла та же участь.

47-66 81
Аннотация

Настоящая статья продолжает цикл публикаций комментиро ванного перевода на русский язык толкования суры «Фатиха» (№ 1) осно воположником классической мусульманской экзегетики Мухаммадом ибн  Джариром ат- Табари (839–923) из книги Джами‘ ал-байан фи та’вил ал- Кур’ан («Свод изъяснения об истолковании Корана»). Данная часть содержит  разделы, посвященные айатам 1–3 этой суры. На основе примеров доислам ской словесности и преданий «отцов уммы» здесь приводится этимология  и толкования употребляемых в них слов ḥamd — «слава», rabb — «Господь», ‘ālamūn — «миры», malik — «Царь» и dīn — «суд, воздаяние». Также в них рас сматриваются вопросы порядка слов и причина повтора слов «Басмалы» ar-raḥmān ar-raḥīm «Милостивого, Милосердного» во 2-м айате.

67-76 107
Аннотация

Статья посвящена анализу взглядов известного российского теолога Мусы Бигиева (ум. 1949) на проблему принятия современных богословско-правовых заключений в исламе — фетвотворчества. На основе сопоставления его различных сочинений делается вывод о его приверженности абсолютному иджтихаду, не ограниченному рамками одного мазхаба. При этом основную роль в этом процессе он отводит методологии исламского права, которая, на его взгляд, также должна быть модернизирована в соответствии с целями шариата. Это учение впервые в истории мусульманской мысли было разработано средневековым факихом Абу Исхаком аш-Шатиби (ум. 1388), чью работу Ал-Мувафакат Бигиев рекомендует использовать в качестве учебного пособия в исламских учебных заведениях. По мнению отечественного богослова, сегодня необходимо готовить муджтахидов, способных принимать решения на основе священных первоисточников, применяя систему целей шариата и объективные условия жизни.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ 

79-98 70
Аннотация

В статье показывается, как разработанная в рамках фалсафы (эллинизирующей философии классического ислама) концепция «естественного пророчества», традиционно квалифицирующаяся как гетеродоксальная, была возрождена в творчестве мусульманских модернистов XIX–XX вв. (особенно Джамал ад-дина ал-Афгани, Мухаммада Абдо и их последователей), ориентировавшихся на реконструкцию теологического дискурса в духе открытости религиозно-конфессиональному многообразию, научной рациональности и социокультурному прогрессу. В реформаторском профетизме были аккумулированы оба характерных для фалсафы рациональных обоснования феномена пророчества: (1) социально-телеологическое, исходящее из необходимости пророка в качестве законодателя, и (2) психо-ноэтическое, которое апеллирует к наличию людей с предельно возвышенной душой, особенно в плане интеллектуальной интуиции и креативной имагинации. Развивая фалсафский тезис о двух типах чуда как доказательства истинности пророческих миссий — «экстернальном» (материальном) и «адекватном» (духовном), модернисты учат о кораническом послании как ориентирующемся исключительно на второй тип, и это знаменует переход человечества в фазу совершеннолетия, а с ним и «запечатывание пророчества».

ИСЛАМ В СРЕДНЕЙ АЗИИ 

101-112 64
Аннотация

В настоящей статье мы предприняли попытку проанализировать информацию об истории и практике использования пропусков и паспортов, дававших право паломникам из Средней Азии следовать в хаджж через территорию Российской империи. С этой целью мы ввели в научный оборот сведения из исторических документов XVIII–XIX вв., хранящихся в Архиве внешней политики Российской империи, Государственном архиве Оренбургской области, а также в Национальном архиве Республики Узбекистан. Как показали наши изыскания, применение пропусков и паспортов было выгодным для среднеазиатских паломников, поскольку эти документы давали возможность безопасного и быстрого передвижения по территории Российской империи. В выдаче таких документов была заинтересована и Российская империя, поскольку тем самым могла контролировать движение по своей территории приезжих из соседних государств. Исследование данного вопроса призвано помочь в изучении дипломатических, торгово-экономических связей между среднеазиатскими ханствами и Российской империей и проблем толерантности между народами, а также выработке научных заключений о политике Российской империи в отношении ислама в XVIII–XIX вв.

113-144 52
Аннотация

В статье рассматриваются памятники письменной культуры мусульман Средней Азии позднего (досоветского) периода, не связанные напрямую с книжной традицией. Автор акцентирует внимание на «малых формах» — различных выписках, записях, кит‘а философского, назидательного, профессионально-практического и иного содержания. Они представлены, преимущественно, поэтическими текстами на персидско-таджикском и тюркско-узбекском языках. Результаты рассмотрения показывают разнообразие типов оформления данного вида письменных памятников в традиционном мусульманском обществе: от утилитарных, бытовых по форме записей до высокохудожественных образцов каллиграфического искусства кит‘а. Все они, независимо от «форм организации», так или иначе присутствовали в повседневной жизни, профессиональной деятельности, духовных исканиях среднеазиатского человека. Они образовывали круг его культурных интересов и ценностей, размышлений и чувствований — от прагматических и рациональных до философских и эмоционально-эстетических. Общим и доминирующим являлось мифопоэтическое сознание. Оно во многом определяло состояние культуры и направления деятельности различных интеллектуальных сил в обществе. К рассмотрению привлекаются образцы кит‘а и других письменных текстов из собрания автора статьи, большинство из которых публикуются впервые.

145-155 56
Аннотация

В статье представлены экспедиционные материалы автора, собранные в верховьях реки Зеравшан. Долину отличают как суровые климатические и ландшафтные условия, так и изолированность в течение большей части года. Тем не менее Горная Матча включена в религиозную жизнь Республики Таджикистан. В кишлаках, имеющих более сорока дворов, сооружаются новые типовые мечети. Значительную помощь в их строительстве оказывает государство и инвесторы из Ирана. Местные жители — таджики-матчинцы — также оказывают посильную помощь в строительстве мечетей, некоторые из зданий имеют черты локальной традиционной архитектуры, такие как веранда с резными опорными колоннами и деревянные потолочные балки, украшенные растительно-геометрическим орнаментом. Мечеть является духовным центром кишлака, а мулла занимается не только исполнением религиозных обрядов, обрядов жизненного цикла, но и мусульманским образованием детей и взрослых, а также организацией материальной и физической помощи бедным семьям, вдовам, сиротам. К сожалению, здания старинных мечетей, сохранившихся в Матче, находятся в плачевном состоянии. С одной стороны, они сильно пострадали в советское время, поскольку использовались как магазины, склады, дома культуры, с другой стороны, местным населением не предпринимается никаких усилий по консервации и восстановлению этих религиозных сооружений. В то же время святые места — мазары — являются объектом особого внимания матчинцев. За их сохранением и чистотой следят хранители мазаров, местные жители участвуют в их восстановлении и благоустройстве. В настоящее время мусульманская духовная традиция переживает подъем на фоне морально-нравственных запросов матчинского общества.

РЕЦЕНЗИИ 

События

2019-06-19

ПОЗДРАВЛЯЕМ БАКАЛАВРОВ-ВЫПУСКНИКОВ СОВМЕСТНОЙ ПРОГРАММЫ ДУМ РФ И СПбГУ

Редакция журнала "Ислам в современном мире" вместе со всем теологическим сообществом поздравляет с успешной защитой выпускных квалификационных работ студентов Санкт-Петербургского государственного университета по направлению подготовки 58.03.01 "Востоковедение и африканистика", основной образовательной программы СВ.5099 "Исламоведение" по профилю "История и культура ислама" Барабанову Надежду Михайловну, Давлетшина Ильгизара Кенжогуловича, Заблоцкую Ольгу Алексеевну, Кадеева Мухамеда Рафиковича, Салахетдинова Фяниса Фяритовича!

Неимоверно важно, что сама программа "Исламоведение" была открыта в СПбГУ в рамках плодотворного сотрудничества с Духовным управлением мусульман РФ. В защите бакалавров принимал активное участие профессор Д. В. Мухетдинов, — главный редактор нашего журнала, первый зам. пред. ДУМ РФ, ректор Московского исламского института.

Те, кто уверяет нас в том, что изучение религиозной традиции "извне" и "изнутри" несовместимы, да прочитает серьёзные исламоведческие сочинения молодых теологов! Уже сегодня ясно: в фундаментальные российские университеты XXI века приходит новая теология: инклюзивная, академически грамотная, современная.

Мухамед Рафикович Кадеев защитил работу на тему "Лексико-семантические особенности языка Корана". Следует отметить, что корановедение, с одной стороны, находится на переднем краю семитологии вообще и арабистики в частности, с другой же стороны, представляет важнейший объект рефлексии для исламского теолога. Исследованием молодого учёного руководила опытный филолог-арабист, к. филол. н. О. А. Берникова.

Фянис Фяритович Салахетдинов посвятил свою работу теме "Переосмысление традиционных представлений о Рае и Аде в трудах мусульманских реформаторов на рубеже XIX-XX вв." Реформаторская мысль в исламе — явление, к сожалению, в России ещё малоизвестное и слабоизученное. Отрадно, что молодые теологи обращаются к этим сюжетам! Работа была выполнена под чутким руководством к. филос. н. А. И. Маточкиной.

Ильгизар Кенжлгулович Давлетшин с отличием защитил выпускную бакалаврскую квалификационную работу на тему "Абд ар-Рахман Ибн Халдун в истории религиозной и социально-политической мысли в мире ислама". Ибн Халдун — мыслитель, опередивший своё время; его учение глубоко и непреходяще актуально. Поэтому исследование И. К. Давлетшина вносит важный вклад в изучение позднесредневековой исламской мысли. Исследованием молодого учёного руководил известный историк, д. ист. н. Н.Н. Дьяков.

Заблоцкая Ольга Алексеевна изучила тему «Арабская рукописная традиция Северного Кавказа на примере экземпляров из собраний Российской национальной библиотеки». Изучение восточных рукописей тяжело, трудоёмко и почётно; рукописники — "белая кость" и элита востоковедов. Чем больше таких специалистов, тем серьёзнее отечественная академическая традиция. Руководил научным исследованием доц., к. филол.н. Я. Ю. Д. Хана.

Барабанова Надежда Михайловна написала работу на тему «Современные идеологи салафизма о целях священной войны в исламе». Данная тема действительно междисциплинарна и касается как теологии, так и вопросов международных отношений, мировой политики и пр. Руководитель данного исследования — учёный мирового уровня: профессор ближневосточных исследований Мичиганского университета, руководитель научной лаборатории анализа и моделирования социальных процессов при СПбГУ кандидат исторических наук А.Д. Кныш.

Исламская наука нуждается в молодых, увлеченных и целеустремленных ученых, -- таких, как наши молодые коллеги. Так пожелаем же им удачи и доброго научного пути!

 

2019-03-07

ISLAMO-SLAVICA: CALL FOR PAPERS

Ислам в славяноязычной среде: Islamo-Slavica как междисциплинарная область

 

Мусульманская культура на протяжении столетий была тесно связана со славяноязычным миром. Взаимодействие ислама и культур славянских народов в течение веков происходило на Балканах, в странах Центральной и Восточной Европы и, конечно же, на территории Российской империи, Советского Союза и современной России. Более того, в прошлом ислам и славянский язык во многих случаях становились частью одной этнической культуры, что имело место, например, у боснийцев или польских татар.

Однако наиболее ярко процесс такой интеграции происходил в 20 веке, в особенности, после распада социалистического блока. Именно тогда учеными была отмечена возросшая роль русского языка в российской мусульманской среде, где этот язык стал не только средством межнационального общения, но и инструментом развития богословской мысли. Развивается жанр русскоязычной исламской проповеди.

Современная культура российских мусульман встроена в постсоциалистический и постатеистический контекст, так что большинство верующих, осваивая религию заново, в той или степени оказываются неофитами. В процессе этого восприятия религиозной традиции происходит, если использовать термин знаменитого историка Эрика Хобсбаума, ее «изобретение», в том числе на советской/социалистической идейной и культурной базе, общей для остального русскоязычного населения России.

Таким образом, не только русский язык, но и (пост)советское интеллектуальное и культурное наследие, созданное на русском языке, а также (пост)советские институты, оказали огромное влияние на формирование современного российского ислама, что делает его органичной частью идейно-культурного поля страны. Это открывает обширную междисциплинарную область для изучения и осмысления, которую мы условно называем Islamo-Slavica, предполагая, что подобные процессы могли происходить не только на территории России, но и в других славяноязычных (пост)социалистических государствах.   

В связи с этим мы приглашаем заинтересованных авторов (историков, социологов, этнографов, исламоведов) принять участие в специальном номере журнала «Ислам в современном мире», который посвящен этой междисциплинарной области – изучению влияния славяноязычных (пост)социалистических контекстов на формирование новых исламских традиций, идеологий и практик.

Выпускающий редактор номера - доктор Амстердамского университета, исламовед Данис Гараев.

Дедлайн приёма рукописей - 15 августа 2019 г., тематический номер Islamo-Slavica выйдет в сентябре. Просим загружать статьи в Личный кабинет на сайте журнала.

2018-09-17

В новый учебный год - с новыми силами!

Редакция журнала "Ислам в современном мире" от всей души поздравляет авторов и читателей с начавшимся учебным годом! Каждый новый учебный год даёт нам возможность прочитать новые книги, освоить новые исследовательские навыки, посетить новые архивы, выучить новые языки! Не исключением становится и 2018/19 учебный год. 

В этом году нашему Журналу предстоит испытать тревогу и радость аккредитации в новый зарубежных наукометрических базах. Российское исламоведение давно заслужило равное признание в среде американских, британских, германских, французских и др. исследователей исламской традиции и исламских сообществ. 

Львиная доля успеха в продвижении журнала в зарубежные наукометрические базы достигается за счёт качественных статей. Мы просим учёных не сомневаться и подавать статьи - К НАМ! Даст Бог, (будем надеяться и стараться!), следующий учебный год встретим в лучах международной известности!
Еще события...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.