АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ БЫТИЯ БОГА В КАЛАМЕ


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-2-23-46

Полный текст:


Аннотация

В данной статье рассматриваются аргументы в пользу существования Бога в мусульманской рациональной/философской теологии (калам). Методы доказательства существования Бога, предложенные мутакаллимами, представителями ведущих школ калама (мутазилизм, ашаризм и матуридизм), объясняются в связи с их поисками логического обоснования коранического утверждения о Боге как первоначале и причине творения мира. Из трех видов аргументации в пользу существования Бога (космологическая, телеологическая и онтологическая) мусульманские теологи в основном предпочитали космологическое доказательство. Хотя они не исключали телеологическую аргументацию из числа доказательств бытия Бога, она играла вспомогательную роль. Некоторые видные ашаритские теологи, как, например, ал-Газали, сочетали аргументы в пользу существования Бога с доказательствами, заимствованными из фалсафы. Особое внимание в статье уделяется доказательствам бытия Бога в учении Абу Мансура ал-Матуриди, основоположника и эпонима матуридитской школы. Это объясняется тем, что ее представители распространяли учение ал-Матуриди среди мусульман ханафитов Мавераннахра (Средняя Азия), Казахстана, Волго-Уральского региона, а также европейской части и Западной Сибири бывшей Российской империи.


Об авторе

И. Р. Насыров
Институт философии Российской академии наук
Россия

д-р филос. наук, вед. науч. сотр.,

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1



Список литературы

1. ‘Абд ал-Джаббар. Ал-Мухит би-т-таклиф. Каир: Ад-Дар ал-мисрийа ли-т-та’лиф ва-т-тарджима, б. г. 463 с.

2. ‘Абд ал-Джаббар. Шарх ал-усул ал-хамса. Каир: Мактаба Вахба, 1996. 830 с.

3. Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль. 1976. Т. 1. 550 с.

4. Ал-Ашари. Ал-Ибана ‘ан ’усул ад-дийана. Каир: Дар аль-ансар, 1977. Т. 1. 261 с.

5. Ал-Ашари. Китаб ал-лума‘. Каир: Матба‘ат Миср, 1955. 136 с.

6. Ал-Ашари. Макалат ал-исламиййин ва ихтилаф ал-мусаллин. Бейрут: Дар Садир, 2006. 351 с.

7. Ал-Бакиллани. Китаб ат-тамхид. Бейрут: Ал-Мактаба аш-шаркийа, 1957. 135 с.

8. Ал-Газали. Ихйа’ ‘улум ад-дин. Бейрут: Дар аль-ма‘рифа, б. г. Т. 1. 361 с.

9. Ал-Газали. Макасид ал-фаласифа. Дамаск: Матба‘а ас-сабах, 2000. 226 с.

10. Ал-Джувайни. Аш-Шамил фи ’усул ад-дин. Каир: Дар ал-‘араб, 1988. 120 с.

11. Аз-Забиди, Мухаммад. Итхаф ас-садат ал-муттакин. Бейрут: Дар ихйа’ ат-турас ал-‘араби, 1994. Т. 2. 429 с.

12. Ибн-Рушд (Аверроэс). О методах обоснования принципов вероучения. Ч. II / пер. с араб., коммент. и предисл. Т. Ибрагима, Н. В. Ефремовой) / Minbar. Islamic Studies. 2018. № 11(4). С. 783–804.

13. Ибн Таймийя. Мас’алат худус ал-‘алам. Бейрут: Дар ал-баша’ир ал-исламийа, 2012. 192 c.

14. Ибн Таймийя. Минхадж ас-сунна ан-набавийа. Каир: Му’ассасат Куртуба, 1985. Т. 2. 650 с.

15. Ибн ‘Усман ибн Муса ’Афанди. Ал-Масалик фи-л-хилафиййат байна ал-мутакаллимин ва-л-хукама’. Бейрут: Дар Садир, Стамбул: Мактабат ал-иршад, 2007. 250 с.

16. Ибрагим Т. Калам // НФЭ: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 2. С. 197–198.

17. Ибрагим Т. Перипатетизм арабоязычный / НФЭ: в 4 т. Т. 3. С. 219–220.

18. Ибрагим Т. К. Религиозная философия ислама. Калам. Казань: Казанский университет, 2013. 212 с.

19. Ал-Исфахани, ’Абу ‘Али Ахмад. Ал-Азмина ва-л-амкина. Б.м., б. г. 284 с.

20. Кричевский А. В. Доказательства бытия Бога // НФЭ: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 1. С. 285–286.

21. Ал-Матуриди. Китаб ат-тавхид. Бейрут: Дар Садир, 2010. 538 с.

22. Насыров И. Р. Доказательства существования Бога в исламской теологии (калам) // Вестник ПСТГУ. Серия I: «Богословие. Философия. Религиоведение». 2017. Вып. 73. С. 53–68.

23. Платон. Законы (X) // Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 4. 830, [1] с.

24. Ат-Тафтазани. Шарх ал-макасид. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа, 2011. Т. 2. 510 с.

25. Ал-Хаййат, Абу ал-Хусайн. Китаб аль-интисар. Каир: Дар ал-‘арабийа ли-л-китаб, 1980. 225 с.

26. Аш-Шахрастани, Мухаммад. Китаб ал-милал ва-н-нихал. Бейрут: Дар ал-ма‘рифа, 1983. Т. 1. 255 c.

27. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Ч. 1. Ислам / пер. с араб., введ. и коммент. С. М. Прозорова. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1984. 270 c.

28. Аш-Шахрастани. Нихайат ал-икдам фи ‘илм ал-калам. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмийа, 2004. 286 с.

29. Abramov B. Al-Ghazalī’s Theory of Causality // Studia Islamica. 1988. No. 67. Pp. 75–98.

30. Anawati G. C. Hudūth al-‘ālam // The Encyclopaedia of Islam. Vol. III. New ed. Leiden-London. 1986. P. 548.

31. Treiger A. The Science of Divine Disclosure: Gazali’s Higher Theology and Its Philosophical Underpinnings. Diss. Yale University, 2008. 384 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Насыров И.Р. АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ БЫТИЯ БОГА В КАЛАМЕ. Ислам в современном мире. 2019;15(2):23-46. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-2-23-46

For citation: NASYROV I.R. PROOFS OF THE EXISTENCE OF GOD IN ISLAMIC THEOLOGY (KALAM). Islam in the modern world. 2019;15(2):23-46. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-2-23-46

Просмотров: 31

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)