Исламский неомодернизм: критический взгляд


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-1-101-124

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена исламскому неомодернизму («прогрессив- ному исламу», «либеральному исламу») — современному течению исламской мысли, сочетающему в себе идеи классической традиции и мирового исламоведения. В статье отмечается, что из живой мысли неомодернизм постепенно трансформируется в идеологический конструкт со своими догматами и нерефлексивными положениями. К его слабостям относятся: 1) недостаточное внимание к особенностям ситуации модерна; 2) отсутствие осмысления соотношения этического и правового; 3) отсутствие теории этического; 4) недостаточное внимание к процедуре тематизации ценностей; 5) отсутствие стратегии институционализации. Цель статьи — продуктивная критика неомодернизма и прокладывание пути для его дальнейшего развития.


Об авторе

С. Ю. Бородай
Институт философии РАН
Россия


Список литературы

1. Abou el- Fadl Kh. Reasoning with God: Reclaiming Shari’ah in the Modern Age. Lanham: Rowman and Littlefi eld, 2014. Lv + 499 p.

2. Ali K. Sexual Ethics and Islam: Feminist Refl ections on Qur’an, Hadith, and Jurisprudence. Oxford: Oneworld, 2006. xxviii, 217 p.

3. An-Na‘im A. A. Islam and the Secular State: Negotiating the Future of Shari‘a. Cambridge, MA and London, England: Harvard University Press, 2008. xii, 324 p.

4. Arkoun M. Humanisme et islam. Combats et propositions. Paris, Librairie philosophique J. Vrin, 2014. 320 p.

5. Arkoun M. La question éthique et juridique dans la pensée islamique. Paris, 2010. 201 p.

6. Duderij a A. The Imperatives of Progressive Islam. London — New York: Routledge, 2017. xviii, 206 p.

7. Esack F. Qur’an, Liberation, and Pluralism: An Islamic Perspective of Interreligious Solidarity Against Oppression. Oxford, 1997. xii, 288 p.

8. Izutsu T. Ethico- Religious Concepts in the Qurʼān. Montreal: McGill University Press, 1966. ix, 284 p.

9. Hallaq W. The Impossible State: Islam, Politics, and Modernity’s Moral Predicament. New York, 2013. Xvi, 256p.

10. Hidayatullah A. Feminist Edges of the Qur’an. Oxford: Oxford University Press, 2014. xiii, 259 p.

11. Ал-Джабири М. Фикховый разум: легитимация легитиматора // Исламская мысль. Традиция и современность. Вып. 2. М.: Меди- на, 2017. С. 273–301.

12. Аль-Кардави Ю. Фикх мусульманских меньшинств в свете Корана и Сунны. Киев: Ансар Фаундейшн, 2015. 188 c.

13. Аркун М. Переосмысляя ислам сегодня // Исламская мысль. Традиция и современность. Вып. 2. М.: Медина, 2017. С. 244–272.

14. Аркун М. Чтение суры «Ал-Фатиха» // Исламская мысль. Традиция и современность. Вып. 4. М.: Медина, 2020. С. 263–292.

15. Ауда Дж. Цели шариата (руководство для начинающих). М.: ИД Марджани, 2015. 192 c.

16. Бородай С. Ю., Мухетдинов Д. В. Исламская феминистская герменевтика: идеи и перспективы // Исламская мысль. Традиция и современность. Вып. 4. М., 2020. С. 359–498.

17. Валиев Г. В. «Мысль Мухаммада Аркуна в какой-то момент может явиться для Запада откровением о нем самом» // Исламская мысль. Традиция и современность. Вып. 4. М.: Медина, 2020. С. 645–684.

18. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. Париж: YMCA Press, 1931. xii, 273 c.

19. Гюнтер У. Мухаммад Аркун: к радикальному переосмыслению исламской интеллектуальной традиции // Исламская мысль. Традиция и современность. Вып. 2. М.: Медина, 2018. С. 98–139.

20. Ленин В. И. Полное собрание сочинений в 55 томах. Т. 1. М.: Издание политической литературы, 1967. xxiv, 662 c.

21. Мухетдинов Д. В. Исламское обновленческое движение конца XX — начала XXI века: идеи и перспективы: дис. … д-ра теологии. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2019. 374 с.

22. Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 407–524.

23. Рахман Ф. Ислам и современность // Исламская мысль. Традиция и современность. Вып. 2. М.: Медина, 2017. С. 202–243.

24. Смирнов А. В. Архитектоника мусульманской этики // Смирнов А. В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: ЯСК, 2015. С. 459–492.

25. Смирнов А. В. Справедливость: опыт контрастного понимания // Смирнов А. В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: ЯСК, 2015. С. 483–526.

26. Фролова Е. А. Концепция эпистемологического разрыва у ал-Джабири // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 2. М.: Восточная литература РАН, 2011. С. 238–253.

27. Фуко М. Что такое Просвещение? // Вестник Московского университета. Серия 9: «Филология». 1999. № 2. С. 132–149.

28. Хайдеггер М. Гераклит. СПб., 2011. 504 c.

29. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993. C. 192–221.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бородай С.Ю. Исламский неомодернизм: критический взгляд. Ислам в современном мире. 2021;17(1):101-124. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-1-101-124

For citation: Boroday S.Y. Critical View on Islamic Neo-Modernism. Islam in the modern world. 2021;17(1):101-124. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-1-101-124

Просмотров: 22

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)