История и современное состояние мусульманской уммы Чеченской Республики
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-4-133-147
Аннотация
Чеченцы самый большой по численности народ Северного Кавказа и 6-й по численности в Российской Федерации (после русских, украинцев, татар, башкир, чувашей), в настоящее время в республике по официальным данным проживает 1 516 387 человек, из них чеченцев — 1 206 551 человек. Значительная часть чеченцев проживает в европейских странах, здесь нет точных официальных цифр, но разные исследователи называют цифры от 150 до 300 тысяч, наибольшее количество чеченцев проживает во Франции, Бельгии, Норвегии, Австрии, Польше, Германии. Ближневосточная и турецкая диаспоры чеченцев не столь многочисленны, но имеют более длительный период проживания там, так как это в основном потомки переселенцев второй половины XIX в., наиболее известна чеченская община Иордании. Чеченцы — сунниты шафиитского мазхаба, принадлежат к накшбандийскому и кадирийскому тарикатам, которые делятся в свою очередь на братства – вирды, их в республике начитывается, по разным оценкам до 34. Проживающие в Чеченской Республике ногайцы и кумыки принадлежат к ханафитскому мазхабу, аварцы (чамалалы) высокогорного села Кенхи (население более 1500 чел.) – шафииты.
Об авторе
А. Д. ОсмаевРоссия
Осмаев Аббаз Догиевич — доктор исторических наук, профессор Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова, главный научный сотрудник лаборатории историко-этнологических исследований Комплексного научно-исследовательского института им. Х. И. Ибрагимова РАН
364051, г. Грозный, пр. В. Алиева, 21А
Список литературы
1. Акаев В. Специфика современного чеченского ислама // Россия и мусульманский мир. 2008. № 11. С. 36–43.
Рецензия
Для цитирования:
Осмаев А.Д. История и современное состояние мусульманской уммы Чеченской Республики. Ислам в современном мире. 2022;18(4):133-147. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-4-133-147
For citation:
Osmaev A.D. Current State of the Muslim Ummah of the Chechen Republic. Islam in the modern world. 2022;18(4):133-147. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-4-133-147