ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН 
Статья посвящена развитию мусульманской общины Республики Татарстан (РТ) в 2016 — начале 2018 г. Этой работой автор продолжает серию публикаций, исследующих мусульманское сообщество Татарстана в 2000–2015 гг. В статье делается вывод, что в РТ в целом сохраняется стабильность в религиозной сфере. По мере сокращения республиканских полномочий, отмены национально-регионального компонента в школах, обязательности преподавания татарского языка и его фактического перевода в статус факультатива растет роль ислама как в духовной, так и в образовательной и культурной сфeрах. Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) продолжает сохранять монополию среди мусульманских организаций в РТ. В республике выявляется деятельность представителей запрещенных в Российской Федерации радикальных организаций, таких как ИГИЛ (ДАИШ), «Хизбут-Тахрир ал-Ислами», «Таблиги Джамаат». Правоохранительные органы ведут с ними активную борьбу, что приводит к ликвидации их ячеек в РТ, арестам, вынесениям приговоров с реальными сроками (так, приговоры лидерам этих организаций достигают 25 лет). В 2016–2017 гг. наблюдается сокращение количества преступлений террористической направленности, отсутствие терактов в РТ.
Статья посвящена анализу письменного наследия Мусы Бигеева. Предложена классификация этого наследия по видам, освещены последние результаты поисковой работы по обнаружению и выявлению прижизненно изданных книг и иных работ ученого, составлен максимально полный на данный момент список его трудов, доступных для исследования, предпринята попытка решения вопроса об общем количестве его прижизненно изданных работ, а также составлен список работ, которые еще только предстоит обнаружить.
Статья раскрывает особенности религиозной политики Российской империи по отношению к казахскому населению в XVIII–XIX вв. В качестве источника использованы ранее не публиковавшиеся материалы из фондов Исторического архива Омской области. Исследование имеет практическую значимость, поскольку и в современном мире невозможно представить многоконфессиональное государство без определённой модели религиозной политики. Одним из вариантов такой модели являлась религиозная политика правительства Екатерины II. Стремясь культурно интегрировать казахов в состав России, оградить их от влияния учителей ислама из Ташкента, Бухары и Хивы, правительство в XVIII веке сделало татарских мулл официальными проводниками своего влияния среди казахов. Верные империи, татары должны были способствовать тому, чтобы перспектива российского подданства стала для казахского населения более привлекательной, чем возможность объединения с мусульманами государств Средней Азии. Однако по мере завоевания этого региона во второй половине XIX в. Заинтересованность в татарских муллах становилась все меньше. Кроме того, XIX век ознаменовался подъемом татарской национальной культуры в русле ислама, поэтому Российское правительство организационно отделило мусульман-татар от мусульман-казахов, усилило светское направление развития казахской культуры, сохранив лояльность казахского народа. В то же время оно пресекало любые инициативы, выходящие за рамки закона и ограничивавшие мусульманское население. Поэтому успешное расширение границ Российской империи в XIX веке — это не только успешные войны, но и результат гибкой религиозной политики.
ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН 
В статье рассматривается актуальный для всей образовательной сферы педагогический вопрос: что необходимо формировать у индивида в первую очередь — общенаучную грамотность и кругозор или профессиональную квалификацию? В частном случае исламского образования этот вопрос связан с тем, что выпускники исламского института с первых дней своей профессиональной деятельности сталкиваются с проблемой применения исламских норм к современным событиям. Проектное обучение, которое подразумевает работу с проблемами реального мира и заранее рассчитано на достижение определённого результата, является оптимальной технологией для организации обучения в исламском вузе. В статье обоснована необходимость введения кейс-метода — организации учебной деятельности в виде решения практических задач из повседневной жизни. Для этого проанализированы работы российских мусульманских богословов, которые подчеркивали значимость деятельностного подхода в обучении. Описан характер проблем, с которыми приходится сталкиваться выпускникам исламского вуза. Также рассмотрены практические вопросы разработки кейсов и представлен пример конкретного небольшого кейса по исследованию трудностей передачи исламских терминов средствами русского языка.
ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 
Катиб Челеби (Хаджи Халифа) — выдающийся османский ученый-энциклопедист, историк и мыслитель XVII в. Политические изменения в исламском мире в XV–XVI вв. (экспансия Османской империи и ее подъем) привели к появлению османской историографической традиции, многие представители которой, в том числе Катиб Челеби, развивали свои учения об обществе и государстве под влиянием средневекового мусульманского историка Ибн Халдуна (1332–1406). Среди наиболее оригинальных аспектов социологической теории Ибн Халдуна — следование в области исторических изысканий критическому и причинно-следственному методам и признание социальных, экономических и географических факторов как основных в развитии общества, государства и цивилизации. Катиб Челеби разделял идею Ибн Халдуна о необходимости использования критического метода и отказа от простого описательства в области исторических исследований. Как и великий арабо-мусульманский историк, Катиб Челеби считал, что развитие общества является историческим процессом, который включает в себя несколько этапов. Он стремился переосмыслить и развить некоторые положения учения Ибн Халдуна о государстве.
В статье на основе привлечения широкого круга источников анализируется динамика численности мусульманского населения в Финляндии в исторической ретроспективе, выявляются процессы его этнокультурной самоорганизации и уровень интегрированности в принимающее общество. Показывается, что мусульманская часть населения Финляндии представлена историческими меньшинствами — татарами, которые проживают в стране с начала XIX века, и мигрантами новой волны. В конце ХХ — начале XXI в. численность последних возросла в 24 раза, с 0,05% до 1,5% возрос их удельный вес среди населения. В стране созданы гибкие механизмы социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, однако результативность этих механизмов осложняется языковым барьером и во многом зависит от сроков пребывания иммигрантов в стране. В настоящее время полностью интегрированы в финское общество лишь татары. В стране организован диалог власти с представителями этнических меньшинств и конфессий, созданы условия для сохранения, поддержания и развития этнической культуры, чем занимаются этнокультурные общественные объединения. Одновременно на фоне мощного притока мигрантов и в связи с нарастающей угрозой исламского радикализма, в частности салафизма, использующего физическое насилие, в стране усилились ксенофобские и националистические настроения, звучат требования ужесточить миграционное законодательство.
Религиозный мессианизм всегда был одной из важнейших черт иудаизма и оказывал влияние на историю еврейского народа и еврейскую мысль на протяжении всего периода их существования. Одним из наиболее известных случаев проявления еврейского мессианизма стало движение саббатианцев, возникшее на территории Османской империи в середине XVII в. После того, как лидер движения Шабтай Цви, признанный мессией значительной частью еврейских общин того времени, в 1666 г. принял ислам, большинство его сторонников отреклись от него. Вместе с тем наиболее радикальные его приверженцы последовали за ним и также приняли новую веру, образовав закрытые группы «верующих» (ивр. мааминим), или «отступников» (тур. дёнме), которые втайне исповедовали неортодоксальную (саббатианскую) версию иудаизма, отличавшуюся антиномизмом и теологическими новшествами. Они продолжали существовать на территории исламского мира на протяжении XVIII–XX вв. и оказали определенное влияние на политическую и культурную жизнь империи. В статье рассматриваются взгляды представителей этого течения, отношение его приверженцев к исламу, их роль в процессах секуляризации в Османской империи и в революционном движении в Турции начала XX в. Кроме того, предметом анализа стали те мифы о дёнме, которые распространялись в турецком обществе на протяжении всего XX в. и активно используются различными политическими силами уже в наши дни.
ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ 
В статье рассматриваются суфийские практики женского зикра, распространенные на территории Ингушетии. В фокусе внимания — кадирийский ритуал громкого радения (зикр джахр) в контексте различных обрядов жизненного цикла человека, а также мусульманских праздников. Показана роль зикра в социализации, консолидации и обучении женщин основам ислама. Статья написана по материалам полевых исследований, проведенных в Ингушетии в 2010–2016 гг.
В статье рассматриваются взгляды Исмаила Раджи ал-Фаруки (1921–1986) — палестино-американского исследователя, одного из основателей американского исламоведения. В работе сделан акцент на его представлениях о сущности ислама как «метарелигии». Анализируется творческая эволюция ал-Фаруки, а также его воззрения на специфичность ислама, Единобожие, проблему свободы воли и предопределения, предназначение мусульманина, исламский миропорядок и др. Автор приходит к выводу, что творчество ал-Фаруки трудно причислить к какому-либо конкретному направлению исламской мысли, а его идеи в целом могут быть охарактеризованы как синтез салафизма и неомодернизма.
Основная цель статьи — показать возможные направления развития теологического знания путем постановки ряда концептуальных проблем современной исламской богословской мысли. По мнению автора, их разрешение может стать одним из факторов возрождения отечественной мусульманской богословской традиции в условиях возрастания глобальных угроз межконфессиональным отношениям. В перспективе развитие исламской теологии позволит разрешить целый пласт вопросов, связанных с процессами радикализации мировоззрения части мусульманского сообщества. К таковым можно отнести новые попытки интерпретации концепций джахилии (варварства), веры и раскаяния (иман ва тауба), предопределения (такдир), и т. д. По убеждению автора, сама постановка этих вопросов, а тем более их разрешение, потребует от мусульманских богословов серьезного переосмысления действительности через призму современных социогуманитарных наук с целью новых истолкований доктринальных вероучительных источников ислама.
В статье рассматриваются особенности методов контрпропаганды, применяемых в социальных сетях и имеющих адресатом псевдоисламских экстремистов. Дается оценка степени эффективности этих методов и предлагаются меры совершенствования сетевой контрпропаганды, предпринимаемые государством и гражданскими активистами. Автор приходит к выводу, что контрпропаганда в социальных сетях требует совершенствования, для чего необходимо взаимодействие государства и мусульманских религиозных организаций, ориентированных на сохранение мира и стабильности. При совершенствовании PR-технологий контрпропаганды следует учитывать такие факторы, как целевая аудитория, содержание сообщений, каналы и источники коммуникаций.
РЕЦЕНЗИИ 
ISSN 2618-7221 (Online)