ВЗГЛЯДЫ КАТИБА ЧЕЛЕБИ (ХАДЖИ ХАЛИФА) НА ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-95-110
Аннотация
Катиб Челеби (Хаджи Халифа) — выдающийся османский ученый-энциклопедист, историк и мыслитель XVII в. Политические изменения в исламском мире в XV–XVI вв. (экспансия Османской империи и ее подъем) привели к появлению османской историографической традиции, многие представители которой, в том числе Катиб Челеби, развивали свои учения об обществе и государстве под влиянием средневекового мусульманского историка Ибн Халдуна (1332–1406). Среди наиболее оригинальных аспектов социологической теории Ибн Халдуна — следование в области исторических изысканий критическому и причинно-следственному методам и признание социальных, экономических и географических факторов как основных в развитии общества, государства и цивилизации. Катиб Челеби разделял идею Ибн Халдуна о необходимости использования критического метода и отказа от простого описательства в области исторических исследований. Как и великий арабо-мусульманский историк, Катиб Челеби считал, что развитие общества является историческим процессом, который включает в себя несколько этапов. Он стремился переосмыслить и развить некоторые положения учения Ибн Халдуна о государстве.
Об авторе
И. Р. НасыровРоссия
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник
Список литературы
1. Бартольд В. Теократическая идея и светская власть в мусульман-ском мире // Бартольд В. Ислам. Культура мусульманства. Мусульманский мир. М.: Книжный клуб Книговек, 2012. С. 273–293.
2. Ибн Халдун. Мукаддима. Сайда–Бейрут: Ал-Мактаба ал-‘асриййа, 1996. 630 с.
3. Мустафа На‘има. «О науке истории и природе государства и общества». Фрагменты из сочинения «Тарих-и На‘има». Предисловие, перевод со староосманского и комментарии И. Р. Насырова / Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 7. М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2016. С. 217–236.
4. Пиотровский М. Б. Светское и духовное в теории и практике средне-векового ислама // Ислам. Религия, общество, государство. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. С. 175–188.
5. Âşikpaşazâde. Âşikpaşazâde Tarihi [Osmanli Tarihi (1285–1502)]. Is-tanbul: Bilge kültür sanat, 2013. 798 s.
6. Fleischer, Cornell. Royal Authority, Dynastic Cyclism, and “Ibn Khaldûnism” in Sixteenth-Century Ottoman Letters // Journal of Asian and African Studies.Vol. 18. 1983. Issue 3–4. Pp. 198–220.
7. Gökyay, Orhan Şaik. Kâtip Çelebi ve Düstûrü’l-amel (Kâtip Çelebi and Instructions for the Reform of Abuses) // İş Ahlaki Dergisi. Kasm. 2010. Cilt 3. Say 6. S. 109–123.
8. Kâtib Çelebi. Düstûrü’l-amel li-ıslâhi’l-halel (Ayn Ali. Kavânîn Risâlesi içinde). İstanbul: Tasvir-Efrar, 1280 [1863]. 140 s.
9. Kâtip Çelebi. Keşfü’z-zünûn an Esâmî al-kütüb va’l-fünûn. Arabic. Talik. Autograph copy. Written in 1051. (MS no Carullah 1619. Istanbul). 1640. 475 s.
10. Kâtib Çelebi. Takvimü’t-tevarih. Kustantiniya [Istanbul]: İbrahim Müteferrika, 1146 [1733]. 247 s.
11. Mevlânâ Mehmed Neşrī. Cihânnümâ [Osmanl Tarihi (1288–1485)]. Is-tanbul: Bilge kültür sanat. 2013. 664 s.
12. Okumuş, Eȷder. Osmanli’nin Gözüyle İbn Haldun. Istanbul: İz Yayincilik. 2009. 176 s.
13. Ortayli, İlber. Basic Trends in Ottoman Turkish Historiography // Ottoman Studies. Istanbul: Istanbul Bilgi University Press. Third Edition. 2010. Pp. 57–67.
14. Rosenthal, Franz. Ibn Khaldun’s Life (Translator’s Introduction) // Ibn Khaldûn. The Muqaddimah. An Introduction to History. Translated by Franz Rosenthal. New York: Pantheon Books, 1958. Vol. 1. Pp. xxix–lxvii.
15. Stowasser B. Ibn Khaldun’s Philosophy of History: The Rise and Fall of States and Civilizations // Working Paper at the Faculty of Political Science. Ankara, 1984. Pp. 185–190.
16. Talbi M. Ibn Khaldūn // The Encyclopaedia of Islam. Vol. III. Leiden, 1983. Pp. 825–831.
17. Togan, A. Zeki Velidî. Tarihte Usûl. Istanbul: Enderun kitabevi. 1981. 350 p.
Рецензия
Для цитирования:
Насыров И.Р. ВЗГЛЯДЫ КАТИБА ЧЕЛЕБИ (ХАДЖИ ХАЛИФА) НА ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. Ислам в современном мире. 2018;14(2):95-110. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-95-110
For citation:
Nasyrov I.R. VIEWS OF KATIB CELEBI ON STATE AND SOCIETY. Islam in the modern world. 2018;14(2):95-110. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-95-110