ЖЕНСКИЕ СУФИЙСКИЕ ПРАКТИКИ ГРОМКОГО ЗИКРА В ИНГУШЕТИИ
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-149-164
Аннотация
В статье рассматриваются суфийские практики женского зикра, распространенные на территории Ингушетии. В фокусе внимания — кадирийский ритуал громкого радения (зикр джахр) в контексте различных обрядов жизненного цикла человека, а также мусульманских праздников. Показана роль зикра в социализации, консолидации и обучении женщин основам ислама. Статья написана по материалам полевых исследований, проведенных в Ингушетии в 2010–2016 гг.
Об авторе
М. С.-Г. АлбогачиеваРоссия
канд. ист. наук, ст. науч. сотр. отдела этнографии Кавказа
Список литературы
1. Албогачиева М. С.-Г. Влияние социально-философских идей ханбалийского проповедника Абдул-Кадира Аль-Джилани на исламскую культуру народов Кавказа // Страны и народы Востока. 2015. № 26. С. 160–189.
2. Албогачиева М. С.-Г. О некоторых зияратах ингушей // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. СПб., 2009. С. 7–11.
3. Албогачиева М. С-Г., Чемурзиев У. Т. Поселения и жилище // Ингуши. Серия: «Народы и культуры» / отв. ред. М. С.-Г. Албогачиева, А. М. Мартазанов. М.: Наука, 2013. С. 148–165.
4. Албогачиева М. С.-Г. Ингуши в ХХ веке: этнографические аспекты религиозных практик // Северный Кавказ: Традиционное сельское сообщество — социальные роли, общественное мнение, властные отношения / под ред. С. А. Штыркова. СПб.: Наука, 2007. С. 75–128.
5. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака’ик» (XI– XII века) / отв. ред. С. М. Прозоров. М.: Восточная литература, 2003. 847 с.
6. Ахриев Ч. Об ингушских женщинах // Терские ведомости. 1871. № 31.
7. Бабаджанов Б. Зикр джахр и сама: сакрализация профанного или профанация сакрального? // Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М., Восточная литература, 2003. С. 237–250.
8. Вильданов У. С. Суфизм о пути любви к наивысшему совершенству (по мировосприятию шейха З. Расулева) // Проблемы востоковедения. 2012. № 1(55). С. 7–9.
9. Газиев И. М. Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман: Дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2009. 203 с.
10. Гарсаев Л. М., Гарасаев А. М. Суфийское братство эвлия (святого) Кун-та-Хаджи на Северном Кавказе // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В. С. Уарзиати: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО СОГУ им. К. Л. Хетагурова; ФГБУН СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. С. 9–12.
11. Матиев М. Роль назымов о Кунта-хаджи в укреплении позиций ислама в Ингушетии во второй половине XIX века // Религия в современном обществе: Материалы Всероссийского научного форума. Карачаевск: Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У. Д. Алиева, 2016. С. 180–185.
12. Павлова О. С. Чеченский этнос сегодня: черты социально-психологического портрета. М.: Сам Полиграфист, 2013. 558 с.
13. Суворова А. А. Женское соло в мужском хоре: секта зикри в Пакистане // Восток (Oriens). 2011. № 2. С. 122–130.
Рецензия
Для цитирования:
Албогачиева М.С. ЖЕНСКИЕ СУФИЙСКИЕ ПРАКТИКИ ГРОМКОГО ЗИКРА В ИНГУШЕТИИ. Ислам в современном мире. 2018;14(2):149-164. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-149-164
For citation:
Albogachieva M.S. FEMALE SUFI PRACTICES OF LOUD DHIKR IN INGUSHETIA. Islam in the modern world. 2018;14(2):149-164. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-149-164