Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

ЕВРЕЙСКИЙ МЕССИАНИЗМ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ XVII–XX ВВ.

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-127-146

Полный текст:

Аннотация

Религиозный мессианизм всегда был одной из важнейших черт иудаизма и оказывал влияние на историю еврейского народа и еврейскую мысль на протяжении всего периода их существования. Одним из наиболее известных случаев проявления еврейского мессианизма стало движение саббатианцев, возникшее на территории Османской империи в середине XVII в. После того, как лидер движения Шабтай Цви, признанный мессией значительной частью еврейских общин того времени, в 1666 г. принял ислам, большинство его сторонников отреклись от него. Вместе с тем наиболее радикальные его приверженцы последовали за ним и также приняли новую веру, образовав закрытые группы «верующих» (ивр. мааминим), или «отступников» (тур. дёнме), которые втайне исповедовали неортодоксальную (саббатианскую) версию иудаизма, отличавшуюся антиномизмом и теологическими новшествами. Они продолжали существовать на территории исламского мира на протяжении XVIII–XX вв. и оказали определенное влияние на политическую и культурную жизнь империи. В статье рассматриваются взгляды представителей этого течения, отношение его приверженцев к исламу, их роль в процессах секуляризации в Османской империи и в революционном движении в Турции начала XX в. Кроме того, предметом анализа стали те мифы о дёнме, которые распространялись в турецком обществе на протяжении всего XX в. и активно используются различными политическими силами уже в наши дни.

Об авторе

К. Ю. Бурмистров
Институт философии РАН, г. Москва
Россия
канд. филос. наук, ст. науч. сотр. сектора философии исламского мира


Список литературы

1. Baer M. D. The Dönme: Jewish Converts, Muslim Revolutionaries, and Secular Turks. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 2010. xxiii, 332 p.

2. Bali R. N. Another Enemy: The Dönme or Crypto-Jews // Kabbalah. 2003. Vol. 9. Pp. 77–108.

3. Bali R. N. What Is Efendi Telling Us? // Kabbalah. 2005. Vol. 13. P. 109–139.

4. Bali R. A Scapegoat for All Seasons: The Doenmes or Crypto-Jews of Turkey. Istanbul: The Isis Press, 2008. 416 p.

5. Bessemer P. F. Who Is a Crypto-Jew? A Historical Survey of the Sabbatean Debate in Turkey // Kabbalah. 2003. Vol. 9. P. 109–152.

6. Davies W. D. From Schweitzer to Scholem: Refl ections on Sabbatai Svi // Modern Critical Views: Gershom Scholem / ed. by Harold Bloom. New York: Chelsea House Publishers, 1987. P. 77–97.

7. Freely J. The Lost Messiah: In Search of the Mystical Rabbi Sabbatai Sevi. Woodstock, NY: The Overlook Press, 2001. 275 p.

8. Goldish M. The Sabbatean Prophets. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2004. xii, 221 p.

9. Graetz H. Ueberbleibsel der Sabbatianischen Sekte in Salonichi // Monatsschrift für die Geschichte und Wissenschaft des Judenthums. 1884. Vol. 33. P. 49–63.

10. Idel M. Messianic Mystics. New Haven, CT: Yale University Press, 2000. 451 p.

11. Levy A. The Sephardim in the Ottoman Empire. Princeton, NJ: Darwin Press, 1992. xv, 196 p.

12. Levy A., ed. The Jews in the Ottoman Empire. Princeton, NJ: Darwin Press, 1994. 800 p.

13. Levy A., ed. Jews, Turks, Ottomans: A Shared History, Fifteenth Through the Twentieth Century. Syracuse, NY: Syracuse Univ. Press, 2002. xxx, 395 p.

14. Liebes Y. Studies in Jewish Myth and Jewish Messianism. Albany, NY: State University of New York Press, 1993. ix, 226 p.

15. Maciejko P., ed. Sabbatian Heresy: Writings on Mysticism, Messianism, and the Origins of Jewish Modernity. Waltham, Mass.: Brandeis University Press, 2017. xxxiii, 206 p.

16. Mazower M. Salonica, City of Ghosts: Christians, Muslims, and Jews, 1430–1950. New York: Alfred A. Knopf, 2005. xv, 490 p.

17. Sabbatai Zevi: Testimonies to a Fallen Messiah / transl. by David J. Halperin. Oxford: Littman Library of Jewish Civilization, 2007. vii, 235 p.

18. Scholem G. The Messianic Idea in Judaism and Other Essays on Jewish Spirituality. New York: Schocken, 1971. 376 p.

19. Scholem G. Sabbatai Sevi: the mystical Messiah, 1626–1676. London: Routledge & Kegan Paul, 1973. xxxviii, 1000 p.

20. Scholem G. Kabbalah. Jerusalem: Keter, 1974. 492 p.

21. Schwartz D. Messianism in Medieval Jewish Thought. Brighton, MA: Academic Studies Press, 2017. 288 p.

22. Sisman C. The Burden of Silence: Sabbatai Sevi and the Evolution of the Ottoman-Turkish Dönmes. New York, NY: Oxford University Press, 2015. xvii, 318 p.

23. Sisman C. Transcending Diaspora: Studies on Sabbateanism and Dönmes. Istanbul: Libra Kitapçılık ve Yayıncılık, 2016. 260 p.

24. Weiker W. F. Ottomans, Turks, and the Jewish Polity. A History of the Jews of Turkey. Lanham–Jerusalem: University Press of America, 1992. xvi, 369 p.

25. Шолем Г. Мехкарим у-мекорот ле-толдот ѓа-шабтаут ве-гилгулеа (Исследования и первоисточники по истории саббатианства). Иерусалим: Мосад Бялик, 1974. 470 с. (на иврите).

26. Шолем Г. Мехкаре шабтаут (Исследования по саббатианству). Тель-Авив: Ам овед, 1991. 776 с. (на иврите).

27. Бенбасс Э., Родриг А. Евреи Леванта. Сефардская община в XIV– XX веках / пер. О. Боровой. М.: РГГУ, 2001. 384 с.

28. Мачейко П. Разноплеменное множество. Яков Франк и франкистское движение в 1755–1816 годах. Иерусалим–М.: Мосты культуры, 2016. 512 с.

29. Фадеева И. Еврейские общины в Османской империи: страницы истории. М.: ИВ РАН: Крафт+, 2012. 400 с.

30. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М. — Иерусалим: Мосты культуры, 2004. 510 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бурмистров К.Ю. ЕВРЕЙСКИЙ МЕССИАНИЗМ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ XVII–XX ВВ. Ислам в современном мире. 2018;14(2):127-146. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-127-146

For citation:


Burmistrov K.Yu. JEWISH MESSIANISM IN THE OTTOMAN EMPIRE FROM THE 17TH TO THE 20TH CENTURIES. Islam in the modern world. 2018;14(2):127-146. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-2-127-146

Просмотров: 730


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)