ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН
В статье рассматриваются государственно-мусульманские отношения в СССР в 1944–1949 гг. На примере таких важных событий в жизни верующих, как посещение мечетей, издание богослужебных книг и проведение обрядов, показывается временное улучшение отношений между органами власти и мусульманами СССР. В то же время делается вывод, что ни одна из религиозных конфессий в СССР не имела перспектив органичной интеграции в жизнь советского общества.
Статья повествует о малоизученном мусульманском подворье в средневековой Москве —
дворе хивинского султана Афган-Мухаммеда ибн Араб-Мухаммеда, располагавшемся на территории возникшего позже Малороссийского подворья на Маросейке. Султан был похоронен в мавзолее (текие) в Касимове — одном из немногих памятников средневековой мусульманской архитектуры, сохранившихся в России. В 1622–1648 годах на Маросейке располагался один из
мусульманских религиозных приходов столицы.
ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН
Середина XIX века ознаменовалась важными событиями, оказавшими влияние на развитие татарской национальной культуры. В статье предпринята попытка дать оценку трудам по лингвистике «Краткая учебная грамматика татарского языка» (1862 г.) Хусаина Фаизханова и «Татар телигә кыскача гыйльми сарыф» (1887) Габдулгалляма Фаизханова. Предметом исследования явились как сами источники, так и исторические условия, в которых формировалась эта область знаний. В грамматиках братьев Фаизхановых, написанных под влиянием русских и арабских грамматик, адекватно описано своеобразие грамматической системы татарского языка. Выдвинутые авторами принципы о соответствии системы татарской
грамматики природному строю родного языка и ныне имеют научную и педагогическую ценность.
ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН И НАРОДОВ
Юго-Восточная Азия — важная часть исламского мира. Недавние события в филиппинском
городе Марави дали повод для опасений, связанных с возможным перемещением центра Исламского государства (организация запрещена в Российской Федерации) с Ближнего Востока в ЮВА. К факторам, повышающим вероятность такого развития событий, можно отнести большой удельный вес мусульман среди жителей региона, постоянные
этнорелигиозные конфликты. Однако против превращения ЮВА в очаг ИГ свидетельствует то, что основная масса мусульман региона придерживается умеренных взглядов и негативно относится к религиозному фанатизму и экстремизму. Политические режимы в странах региона достаточно стабильны, власти активно борются с радикализмом и терроризмом.
Проект политического ислама подошел к своему завершению в 1990–2000-х годах. Сегодня
наследники концепций и практик партий политического ислама живут в совершенно иных реалиях, чем их создатели, а программы и риторика нынешних политических движений такого толка сильно отличаются от мировоззрения тех, что задавали тон во второй половине XX века. Турция — яркий тому пример. В этой статье предпринята попытка роанализировать предвыборную повестку и политические технологии, применявшиеся партиями политического ислама в Турции с конца 60-х гг. до 2015 года, показана преемственность политиков и трансформация идеологических предпочтений турецких «исламистов».
В статье рассмотрена идеология хуситов — религиозно-политического движения йеменских
зейдитов. Проанализированы ключевые для её понимания лекции создателя движения Х.ал-Хуси. Показано, что в основе этой идеологии лежат следующие постулаты: 1. Зейдиты являются избранным сообществом; 2. Мир ислама находится в кризисе, вызванном отходом от веры; 3. Запад и Израиль имеют в отношении Ближнего Востока неоколониальные устремления; 4. Ислам и политика неразделимы; 5. Выход из кризиса и противостояние Западу возможны только в случае «возврата» к вере, основой которого должна стать правильная трактовка Корана применительно к современной ситуации; 6. Человек несёт личную ответственность перед собой и обществом за своё духовное и политическое развитие.
Статья посвящена роли религии в конституции Ливанской Республики 1926 года. Отмечается, что принципы ислама и христианства занимают достаточно скромное место в Основном Законе страны. Во многом это объясняется особенностями политического
развития Ливанского государства, а также его поликонфессиональностью. Кроме того, в период принятия конституции страна находилась под протекторатом Франции, что наложило отпечаток на содержание Основного Закона, способствовав его либерализации и демократизации. Однако увеличение численности мусульманского населения, а также рост его влияния могут вызвать усиление исламизма, что, безусловно, приведет к отмене старой и принятию новой конституции.
В статье анализируется положение мусульманского меньшинства в Дели, особое внимание
уделяется его роли в политическом процессе. Нынешняя индийская столица на протяжении столетий имела исключительное значение для мусульман региона — с XII по XIX в. город был центром мусульманской государственности. В 1947 году, после раздела Британской Индии, город стал столицей Индийского союза. В течение второй половины XX века
мусульмане Дели прошли сложный путь, выстраивая отношения с различными политическими силами и этноконфессиональными общинами. Ситуация в Дели представляет интерес не только во внутрииндийском контексте, но и как пример выстраивания идентичности мусульманского меньшинства в сложных условиях современного мегаполиса
ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО
Статья посвящена изучению современного арабографического искусства в творчестве
художников Татарстана и Башкортостана, его связи с традиционной формой татарского шамаиля. Главное внимание уделено вопросу трансформации формы и содержания исламского искусства во временном отрезке, начиная с рубежа XIX–XX вв. по настоящее время
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ
В статье освещается характерная для фальсафы, эллинизирующей философии ислама,
универсалистская направленность, широко проявившаяся в разных областях знания — метафизике, эпистемологии, политике, эсхатологии. Автор исследует ее развитие в творчестве крупнейших файлясуфов — прежде всего ал-Фараби, Ибн Сины и Ибн Рушда. Изложенные в рамках этой универсалистской направленности их идеи представляют большое значение как исторический фундамент современных политических и философских универсалистских теорий, а также в плане сравнительного анализа с философской мыслью западного Средневековья
В статье исследуется ряд историй о беседах Раби‘и ал-‘Адавийи и Хасана ал-Басри —
представителей раннего мистикоаскетического направления в исламе. Эти истории содержатсяв поэмах («Язык птиц», «Божественная книга») и агиографическом сочинении «Поминание друзей Божиих» крупного персидского поэта и суфийского мыслителя Фарид
ад-дина ‘Аттара (XII–XIII вв.). В контексте его философских взглядов в настоящей работе трактуются важнейшие вопросы учения Раби‘и, рассматриваются отдельные аспекты суфийской беседы, связанные с обсуждением суфийских добродетелей, интуитивного знания и любви к Богу
В мировом исламоведении Махмуд Шабистари известен прежде всего как автор поэмы
«Цветник тайны». Однако наследие средневекового мыслителя не ограничивается этим произведением. Статья знакомит читателя со всем разнообразием его творчества и демонстрирует характерные особенности мировоззрения исламского ученого в интеллектуальном контексте эпохи
ISSN 2618-7221 (Online)