АРАБОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАЗАНСКИХ (ПОВОЛЖСКИХ) ТАТАР: ТРАНСФОРМАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-4-141-164
Аннотация
Статья посвящена изучению современного арабографического искусства в творчестве
художников Татарстана и Башкортостана, его связи с традиционной формой татарского шамаиля. Главное внимание уделено вопросу трансформации формы и содержания исламского искусства во временном отрезке, начиная с рубежа XIX–XX вв. по настоящее время
Об авторе
Р. И. ШАМСУТОВРоссия
канд. искусствоведения, ст. преподаватель факультета реконструкции, реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры
Список литературы
1. Аль-Хуссаини Абдуль-Хаким. Народная картинка в искусстве Арабского Востока XIX–XX веков: дисс. … канд. искусствоведения. Л., 1986. 186 с.+ Прил. 142 с.: ил.
2. Ахмадуллин М. Л. Дизайн арабоалфавитной печатной продукции Поволжья и Урала: конец XIX — начало XX в.: дисс. … канд. искусствоведения. СПб., 2011. 167 с.
3. Бартольд В. В. Культура мусульманства. М., 1998. 111 с.
4. Бушилу. Э. Иконы на стекле // Декоративное искусство СССР. 1969. № 12(142). С. 14–17.
5. Воробьев Н. И. Материальная культура казанских татар (опыт этнографического исследования). Казань, 1930. 464 с.
6. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Осуществление ленинского плана монументальной пропаганды в Татарии в 1920-х годах // Из истории материальной культуры татарского народа. Казань, 1981. С. 11–15.
7. Дульский П. М. Казанский каллиграф Али Махмудов: Очерк из истории Востоковедения в Казан. ун-те. Казань: Татполиграф, 1930. 8 с.
8. Закиров С. З. Издания на восточных языках в Казани в первой половине ХIХ в. // Народы Азии и Африки. 1961. № 6. С. 110–118.
9. Катанов Н. Ф. Казанско-татарские литографированные издания с именами лиц Ветхого и Нового Заветов. Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1905. 4 с.
10. Смирнов В. Д. Мусульманские печатные издания в России за 1885–1887 гг. // Записки Восточного отделения Императорского Русского Археологического общества. Т. 3. 1888. С. 3.
11. Мандельштам О. Э. Гуманизм и современность // Собрание сочинений: В 4 т. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. Т. 2.
12. Михайлова С. М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (XIX век). Казань: КГУ, 1991. 359 с.
13. Очерки истории арабской культуры (V–XV вв.). М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1982. 440 с.
14. Искусство Востока: терминологический словарь: А–Я. М.: Эллис Лак, 1997. 359 с.
15. Улемнова О. Л. Искусство графики Татарстана 1920–30-х годов: Дисс. … канд. искусствоведения. М., 2005. 242 с.
16. Шамсутов Р. И. Искусство татарского шамаиля: дисс. … канд. искусствоведения. М., 2000. 170 с.
17. Шамсутов Р. И. Слово и образ в татарском шамаиле: от прошлого до настоящего. Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. 199 с.
18. Татарский шамаиль: Слово и образ. Искусство каллиграфии. М.: ИД Марджани, 2009. 112 с.
19. Татарский шамаиль. Конец XIX — начало XX века. М.: ИД Марджани, 2013. 224 с.
20. Akbas, Muhsine. Hilye // Diyanet. 2000. № 112, Nisan. S.16–18.
Рецензия
Для цитирования:
ШАМСУТОВ Р.И. АРАБОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАЗАНСКИХ (ПОВОЛЖСКИХ) ТАТАР: ТРАНСФОРМАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ. Ислам в современном мире. 2017;13(4):141-164. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-4-141-164
For citation:
SHAMSUTOV R.I. THE ARABOGRAPHIC ART OF KAZAN (VOLGA) TATARS AND ITS MODERN TRANSFORMATION. Islam in the modern world. 2017;13(4):141-164. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-4-141-164