Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск
Том 12, № 2 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2016-12-2

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАКТИКИ ИСЛАМА: ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ, ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ 

23-30 527
Аннотация

В статье делается попытка осмыслить концептуальные основания традиционной мусульманской этики и её значение для развития человечества в XXI в. Базовым положением является утверждение о том, что этика будущего должна опираться на фундаментальные антропологические идеи, которые даны в Коране и других религиозных писаниях. Сущность коранического учения о человеке сформулирована в концепции коранического гуманизма, которая предполагает стремление к знанию, к раскрытию в себе творческого начала; стремление нести духовный свет и ориентацию на традиционные ценности во всех сферах жизни. Коранический гуманизм да

31-46 520
Аннотация

В статье рассмотрены мусульманские и местные практики празднования Ураза-байрам в Ингушетии. Описаны мероприятия, проводимые в Республике Ингушетия в преддверии и при праздновании Ураза-байрам на государственном и частном уровне. Показаны этнографические аспекты местных практик в контексте изменений, произошедших за последние десятилетия, связанные с идеологическими установками государства и реалиями современности.

СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОЛОГИИ. КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ МУСУЛЬМАНСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ 

49-60 872
Аннотация

В статье рассматриваетсяучение Абу Хамида ал-Газали о Единобожии (таухид). Поскольку Кораническое учение многопланово, и в истории исламской мысли существовали различные классификации «видов» таухида. Ал-Газали развивает четырехступенную классификацию. На первой ступени человек лишь словесно признает Единобожие, но внутренне не подтверждает истинность этого. На второй ступени он признает Единобожие и внешне, и внутренне, но не знает опытно о значении таухида. На третьей ступени он раскрывает свое сердце для опытного  знания и осознает, что единственным Действователем является Всевышний. На четвертой ступени он понимает, что все, кроме Бога, ложно, поэтому все гибнет перед Его ликом; этот высший вид таухида именуется ал-Газали «исчезновением в вере в Единого». В своей основе учение ал-Газали о Единобожии является кораническим, при этом концептуальное оформление отдельных положений осуществляется мыслителем с помощью терминологического аппарата калама, фалсафы и философского суфизма.

САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ, ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПАМЯТНИКИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ ИСЛАМА 

63-80 639
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению образа средневекового мусульманского мыслителя Ибн Таймийи, внесшего существенный вклад в развитие богословской и правоведческой мысли мусульманского Востока, в современном российском обществе. В качестве источника научного исследования выбрано русскоязычное интернет-пространство. На основе изучения сайтов, форумов и блогов, содержащих информацию об Ибн Таймийе, делается попытка определить тематику обсуждаемых проблем, связанных с его биографией, взглядами и сочинениями.

81-92 672
Аннотация

В статье анализируются данные о знакомстве русских людей с текстом Корана в XVI–XVII вв. Текст Корана использовался в дипломатическом церемониале для принесения присяги мусульманами. Переводчики Посольского приказа не только довольно неплохо владели коранической терминологией, которая употреблялась в дипломатических документах, но даже весьма удачно переводили на русский отдельные обороты и целые айаты. Как показывают тексты Посольской книги по связям с Османской империей, первый дошедший до нас русский перевод фрагмента коранического текста суры الإخلاص («Очищение веры») непосредственно с оригинала следует датировать 1572 г.

ИСЛАМ В РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ 

95-102 539
Аннотация

История взаимодействия мусульман России и Финляндии богата фактами, не известными не только широкому читателю, но и специалистам. Значительный массив архивных документов, рассекреченных за последние годы, проливает свет на многие из них. В отечественной литературе свидетельство таких контактов незначительно и поэтому не даёт понимания происходивших процессов. В статье показано, что связи, завязавшиеся между мусульманами Союза Советских Социалистических Республик и Финляндии в годы Великой Отечественной войны, были продолжены в 1950–1980-е годы.

103-114 530
Аннотация

В статье рассматривается специфика воспроизводства религиозной автономии в сельской мусульманской общине. В качестве примера взят кейс-стади села Средняя Елюзань Пензенской области. Комплексное исследование с использованием архивных источников по истории села и качественных методов позволило проследить функционирование религиозной автономии как формы социальной самоорганизации сельских татар-мусульман. Исследование роли таких социальных институтов, как традиционная семья, мечеть и мусульманская община, деятельности духовных наставников помогло выявить факторы устойчивости религиозных практик и ценностей в условиях различающейся социально-политической конъюнктуры: в дореволюционной России, в период советского атеизма и постсоветского религиозного плюрализма.

ИСЛАМ, ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА 

117-126 636
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы оценки численности мусульманского населения Российской Федерации, а также подчеркивается важность учета исламского фактора во внешней и внутренней политике России. На примере Северо-Западного федерального округа раскрываются особенности исламо-государственных отношений. Анализируются актуальные задачи, стоящие перед мусульманскими организациями в настоящее время.

127-134 793
Аннотация

В статье отражены основные причины принятия обновленного программного документа «Социальная доктрина российских мусульман», отмечаются его особенности. Социальная доктрина российских мусульман позиционируется как инструмент самоорганизации мусульманской уммы, с помощью которого происходит выражение интересов общины и мнение верующих по ключевым вопросам. Актуальность основных идей социальной доктрины рассматривается не только с позиции консолидации мусульманского сообщества, но и в контексте интеграции ислама как социального института в социально-политическую структуру российского общества. Автором поднимается вопрос о необходимости выработки эффективных механизмов реализации основных положений социальной доктрины в деятельности мусульманских религиозных организаций.

ВОССОЗДАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ШКОЛЫ: «РОССИЙСКИЙ РЕЦЕПТ» 

137-144 784
Аннотация

Статья посвящена анализу одной из последних работ выдающегося татарского богослова Мусы Бигиева Аль-джамиʻа аль-исламийа аль-ʻилмийа («Исламский научный университет»), в которой им была представлена концепция подготовки высококвалифицированных мусульманских богословов, готовых взять на себя ответственность по вынесению богословско- правовых заключений, отвечающих современным потребностям мусульманского сообщества.

145-150 497
Аннотация

В статье обоснована актуальность изучения основ мусульманской культуры в образовательных организациях Российской Федерации и представлены методологические и методические позиции автора.

151-158 488
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению учебно-методического обеспечения курса «Ислам: история, культура и практика», преподавание которого осуществлялось в течение первого года реализации программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама на Восточном факультете СПбГУ. Для достижения высокого качества обучения использовались новейшие разработки в области образования, в частности система электронного обучения Blackboard. Сочетание инновационных подходов к организации учебного процесса с традиционными формами педагогической деятельности дает положительные результаты.

161-170 501
Аннотация

В статье исследуется вопрос значимости религиозной компоненты в современном конфликте Ирана и Саудовской Аравии. Указанные страны представляют шиитское и суннитское течения ислама соответственно. Поэтому в ряде исследований по данному вопросу присутствует мнение о новом витке религиозного противостояния, толчком которому послужили январские события. Однако автор приходит к выводу, что религиозная составляющая не является решающей в данном конфликте. Обобщая мнения ряда западных экспертов, автор делает вывод о том, что религия является только завесой, скрывающей политические интересы как внутреннего, так и международного характера.

МИР ИСЛАМА АЗИИ И АФРИКИ: ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ 

173-182 538
Аннотация

В статье рассматривается национальное движение коренных народов Синьцзяна во второй половине 1940-х годов и влияние ислама на данный процесс. Национальное движение в регионе, сопровождавшееся восстаниями, было обусловлено комплексом социально-экономических и политических факторов. В данной работе внимание автора сконцентрировано на влиянии ислама и исламского духовенства на политические процессы в регионе. Суннитский ислам оказывал влияние на традиции, социально-бытовые отношения, межэтническое взаимодействие различных народов и являлся идеологической базой национально-освободительной борьбы. В статье делается вывод о том, что по своему характеру Восточно-Туркестанская Республика, существовавшая в Синьцзяне в 1945–1949 гг., была исламским государством. Но в условиях противодействия со стороны гоминьдановского Китая, Коммунистической партии Китая и СССР, альтернатива национального и религиозного развития региона не была реализована.

НАСЛЕДИЕ КУЛЬТУРЫ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ 

185-198 564
Аннотация

В статье рассматривается государственная деятельность просвещенных правителей средневекового мусульманского Востока. Анализируются события на территории Центральной Азии в период эпохи Тимуридов. Исследуются годы правления Улугбека, Байсункар-мирзы, Бабура, Навои. Делается вывод, что многогранный характер их таланта способствовал высоким достижениям и на государственном поприще.

МУСУЛЬМАНЕ И ОБЩЕСТВО: ГРАНИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 

201-210 646
Аннотация

Автором отмечается, что среди СМИ, используемых специалистами, влияющих на общественное сознание россиян, все большую роль играют сетевые ресурсы: Интернет, онлайновые социальные сети. Новые медиа стали прогрессивной ступенью и влияют на решение острых социальных проблем человечества. В статье также рассматривается роль новых медиа в освещении современных политических и межрелигиозных конфликтов.

211-222 504
Аннотация

В статье рассматривается отражение социокоммуникативных практик в деятельности мечети в образовательно-просветительской сфере, во взаимодействии с вузами, Институтом международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского, где успешно реализуются парадигмальные подходы социальных коммуникаций. Классическая парадигма понимает коммуникацию как процесс передачи информации от источника с воздействием на аудиторию. Интеракционная парадигма анализирует коммуникацию как результат взаимодействия равных субъектов. Диалог становится ключевой проблемой при формировании коммуникативной целостности взаимопонимания.

ФОРУМЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ 

225-230 541
Аннотация

В статье рассказывается о прошедшей 27 января 2016 года в городе Омске международной конференции «Ислам и межрелигиозное сотрудничество». Анализируется необходимость проведения данного мероприятия, проводится параллель с крупным международным форумом «Исламская цивилизация в преддверии XXI века», проведенным в 1994 году. Приводится содержание основных сообщений, сделанных на пленарном заседании. Подводятся итоги конференции.

РЕЦЕНЗИИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)