УЧЕНИЕ АЛ -ГАЗАЛИ О ЕДИНОБОЖИИ (ТАУХИД)
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2016-12-2-49-60
Аннотация
В статье рассматриваетсяучение Абу Хамида ал-Газали о Единобожии (таухид). Поскольку Кораническое учение многопланово, и в истории исламской мысли существовали различные классификации «видов» таухида. Ал-Газали развивает четырехступенную классификацию. На первой ступени человек лишь словесно признает Единобожие, но внутренне не подтверждает истинность этого. На второй ступени он признает Единобожие и внешне, и внутренне, но не знает опытно о значении таухида. На третьей ступени он раскрывает свое сердце для опытного знания и осознает, что единственным Действователем является Всевышний. На четвертой ступени он понимает, что все, кроме Бога, ложно, поэтому все гибнет перед Его ликом; этот высший вид таухида именуется ал-Газали «исчезновением в вере в Единого». В своей основе учение ал-Газали о Единобожии является кораническим, при этом концептуальное оформление отдельных положений осуществляется мыслителем с помощью терминологического аппарата калама, фалсафы и философского суфизма.
Об авторе
Д. В. МУХЕТДИНОВРоссия
канд. полит. наук, ст. науч. сотр. каф. арабской филологии
директор
Список литературы
1. Абу Хамид ал-Газали. Ал-Иктисад фи ал-и‘тикад. Каир, 1972.
2. Абу Хамид ал-Газали. Файсал ат-тафрика байна ал-ислам ва аз-зандака. Дамаск, 1993.
3. Абу Хамид ал-Газали. Возрождение религиозных наук. Т. 1. Ч. 1. М.: Нуруль Иршад, 2007. 584 с.
4. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. М.: Наука, 1980. 376 с.
5. Абу Хамид ал-Газали. Критерий различения ислама и ереси // Исламская мысль: традиция и современность. Вып. 1 / под ред. Д. В. Мухетдинова (пред.), Д. З. Хайретдинова (гл. ред.), С. Ю. Бородая (отв. ред.) и др. М.: Медина, 2016. 760 с.
6. Абу Хамид ал-Газали. Ниша света // Абу Хамид ал-Газали. «Наставление правителям» и другие сочинения. М.: Наука, 2004. 320 с.
7. Ал-Джанаби М. М. Теология и философия ал-Газали. М.: Марджани, 2010. 240 с.
8. Гайнутдин Р. И., Мухетдинов Д. В. Проблема правоверия и спасения в трудах Абу Хамида ал-Газали // Исламская мысль: традиция и современность. Вып. 1 / под ред. Д. В. Мухетдинова (пред.), Д. З. Хайретдинова (гл. ред.), С. Ю. Бородая (отв. ред.) и др. М.: Медина, 2016. 760 с.
9. Мухетдинов Д. В. Суфийские элементы российской мусульманской культуры // Мухетдинов Д. В. Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации. М.: Медина, 2015. 163 с.
10. Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма: генезис и эволюция. М.: Языки славянских культур, 2009. 552 с.
11. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. М.: Наука, 1993. 328 с.
12. Смирнов А. В. Логика субстанции и логика процесса: тавхид и проблема божественных атрибутов // Смирнов А. В. Сознание. Логика.
13. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянских культур, 2015. 712 с.
14. Chittick W. The Sufi Path of Knowledge. State University of New York Press, 1989.
Рецензия
Для цитирования:
МУХЕТДИНОВ Д.В. УЧЕНИЕ АЛ -ГАЗАЛИ О ЕДИНОБОЖИИ (ТАУХИД). Ислам в современном мире. 2016;12(2):49-60. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2016-12-2-49-60
For citation:
MUKHETDINOV D.V. AL-GHAZZALI’S CONCEPTION OF MONOTHEISM (TAWHID). Islam in the modern world. 2016;12(2):49-60. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2016-12-2-49-60