Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск
Том 15, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-1

ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ШКОЛЫ 

25-32 584
Аннотация

Книга «Азбука ислама» татарского мыслителя Мусы Биги (1875–1949) была опубликована в Берлине в 1923 году. В ней критикуется марксизм и раскрываются либерально-теологические взгляды автора. «Азбука ислама» — программное произведение М. Биги, в котором он обозначает свою позицию по всем насущным проблемам современности. Ученый пишет о том, какой должна быть политика Российского государства по отношению к исламу, о необходимости возобновления канонов ислама для улучшения «плачевного» положения как российских, так и зарубежных мусульман. М. Биги критикует режим большевиков в России и противопоставляет ему свой идеал в виде халифата, выступая при этом за сохранение Османского халифата и выражая надежду, что таким путем татарский народ сможет сохраниться как нация.

33-46 752
Аннотация

В настоящей статье автор продолжает исследование богословско-правового трактата «Маида» («Трапеза»), принадлежащего перу выдающегося татарского религиозного мыслителя Мусы Джаруллаха Бигеева. В ней рассматриваются особенности структуры и содержания этого произведения, затронуты вопросы о степени его исследованности, о предпосылках написания и актуальности его в современных условиях.

47-68 554
Аннотация

Перевод с татаро-османского канд. филос. наук, доц. А. Г. Хайрутдинова (ГБУ Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, г. Казань, Россия). 

Начало см. Бигеев М. Д. Трапеза // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14. № 4. С. 131–148. 

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ 

71-81 366
Аннотация

В предлагаемой вниманию читателя статье исследуется философско-религиозное наследие зайдитского улема XIII в. ас-Саййида Хумай-дана б. Йахйи ал-Касими. На материале трактатов Хумайдана впервые в истории философского исламоведения рассматривается теория познания мыслителя: в частности, доказывается, что его гносеологические построения носят антимутазилитский характер и подводят итог многовековому засилью философии «обособившихся» в культуре Йемена XI–XIX вв. Кроме того, объясняется оригинальное учение Хумайдана о предпосылках достоверного умозрения, обозначающее предел познания границами материального универса. Подробно освещается концептуалистическая теория Хумайдана, согласно которой субъект постигает совокупность вещей, номинализируя их атрибуты — собственно «истины» исследуемых предметов, сотворенных Всевышним. Рассматривается антропология выдающегося зайдитского философа: будучи последовательным дихотомистом, ас-Саййид, тем не менее, закрепляет за душой ряд негативных свойств, одним из которых остается природная склонность к сомнению и пороку. В противоположность душе разум, согласно теологу, есть божественная добродетель, чистая познавательная способность, избирательно даруемая Творцом тем или иным индивидам и, как следствие, определяющая степень их «правообязанности».

81-98 835
Аннотация

Данная статья посвящена Хасану Ханафи (р. 1935) — профессору философии Каирского университета, египетскому интеллектуалу и одному из ведущих представителей обновленческого движения в исламе. Обращение к жизненному пути Х. Ханафи помогает проследить идейное становление мыслителя. В статье выявляются основные компоненты философского проекта Ханафи, их предпосылки и основные источники. Показывается, что данный проект можно квалифицировать в качестве специфической теологии освобождения. Особое внимание уделяется такому концепту египетского интеллектуала, как «оксидентализм». Осуществляется критический анализ оксиденталистской программы, что способствует обнаружению её слабых сторон и неоднозначности базовых допущений. В заключение автор выделяет три главных аспекта теоретической позиции Ханафи, которые указывают на её уникальное место в контексте исламского неомодернизма.

99-118 624
Аннотация

Настоящее исследование посвящено разъяснению различных значений понятия «Божественное откровение» (вахй) и сравнительному изучению того, как Божественное откровение трактовали два исламских автора — Имам Хомейни (1902–1989) и Ибн Араби (1165–1240). Первый является одним из наиболее известных исламских мыслителей Ирана XX в., второй — родоначальником суфийской философии, выдающимся философом и мистиком. Особое внимание в статье уделено природе Божественного откровения, а также критике отдельных положений из работ указанных авторов.Имам Хомейни считает, что постижение истинной сущности Божественного откровения невозможно для кого-либо, кроме избранных друзей Божьих (авлийа Аллах), потому что его необходимым требованием является выход за рамки миров возможного. Однако это не означает отсутствия необходимости соблюдать на практике богооткровенные заповеди. Он выделяет в богооткровенных истинах семь нисходящих степеней, необходимым условием обретения которых является душевная чистота. В вопросе нисхождения ангелов Имам Хомейни убежден, что духовная сущность (руха-ниййа) Пророка служит причиной для нисхождения ангелов в мир подобий (‘алам ал-мисал) и материальный мир (‘алам ал-мулк). Ибн Араби считает Божественное откровение нисхождением нематериальных умопостигаемых смыслов (ма‘ани муджаррад ‘акли) в чувственные формы, на уровне воображения (хайал), и полагает, что, если человек поднимется со степени человеческой природы до степени природы духовной, Господь будет говорить с ним без посредников. По мнению Ибн Араби, коммуникация Бога и чело-века, в отличие от ниспослания Божественного закона (ташри‘), не завершена. Он считает мистическое видение (ру’йа) начальной степенью Божественного откровения. Как и Имам Хомейни, он исходит из того, что характер восприятия Божественного откровения соответствует степени душевной чистоты Пророка.

119-136 456
Аннотация

В настоящей статье предпринята попытка раскрыть правовые воззрения Зыяэтдина Камали, изложенные в его программном труде «Философия ислама». Актуальность работы в значительной мере обусловлена отсутствием исследований, выявляющих вклад З. Камали в исламскую юриспруденцию. Новизна исследования состоит в том, что в нем получили трактовку философско-правовые воззрения Зыяэтдина Камали, в которых он показал путь реформирования и дальнейшего развития мусульманской правовой системы. Среди татарских богословов XX века З. Камали занимает одно из ведущих мест. Во всех его работах вопросы права исследуются с позиций исламской философии, что дает основание считать его не только исламским богословом, но и выдающимся философом права. В своих трудах З. Камали пытался объяснить причину средневекового мышления в мусульманском мире, которое продолжало господствовать и в начале XX века. Тем самым он намеревался вызволить мусульманское общество из плена ортодоксальных учений, сформировав новое правосознание и отношение к исламу как к источнику прогрессивных знаний.

Ислам и общество 

139-151 425
Аннотация

Статья посвящена исследованию социокультурного феномена мечети посредством рассмотрения ее не только как места совершения молитвы, но и как центра общественной жизни уммы. В статье изложено историческое становление мечетей как своего рода политического центра для исламской общины, а также показана трансформация роли мечетей в жизни современного мусульманина. Дана краткая характеристика крупнейших мечетей, располагающихся на территории Ближнего Востока, Евросоюза, а также Российской Федерации, которые претендуют на роль центров общественной жизни мусульман. На примере Приволжского федерального округа и его столицы — Нижнего Новгорода — авторы проанализировали вклад мечетей в общественно-политическую жизнь уммы, а также дали некоторые рекомендации для решения существующих проблем мечетей, которые препятствуют нормальному развитию и функционированию мусульманской общины региона.

ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН 

155-166 393
Аннотация

В статье содержится анализ особенностей педагогического состава современного мектеба Духовного управления мусульман Республики Башкортостан, сделанный на основе обработки данных последней аттестации, которая проводилась весной 2018 г. кустовым методом и охватила практически все 47 подведомственных мухтасибатов. Методическое и организационное содействие этому мероприятию оказали специалисты Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Данный анализ позволил показать социальную роль такой образовательной структуры, как мектеб, выявить ее вклад в укрепление духовной безопасности, а также констатировать ее полное соответствие цели функционирования. Кроме того, он помог наметить возможные перспективы развития данного уровня отечественной системы исламского образования в целом.

ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН И НАРОДОВ 

169-184 306
Аннотация

Образ страны подразумевает одновременно проекцию, восприятие и самопредставление. В его создании каждое государство имеет собственные приоритеты и следует определенной стратегии. На постсоветском пространстве Казахстан предпринимает наиболее активные шаги в проекции собственного национального образа. С начала 1990-х гг. республика утверждает свои позиции на международной арене. Диапазон казахстанской стратегии включает широкий спектр инициатив — от «мягкой силы» до «национального брендинга»: Всемирная выставка ЭКСПО-2017 «Энергия будущего», VII зимние Азиатские игры, председательство в ОБСЕ в 2010 году и открытие международного финансового центра в Астане в 2018 году. Исходя из концептуальных подходов теории международных отношений, данная работа призвана рассмотреть многовекторную стратегию Казахстана по созданию национального образа в категории проекции.

185-197 443
Аннотация

Статья посвящена вопросам выработки единой международной позиции исламской уммы в структурах Организации Исламского сотрудничества (ОИС). Рассматриваются проблемы функционирования ключевых органов принятия решений и подразделений Организации, анализируются политические противоречия, затрудняющие выработку согласованной позиции уммы, исследуются решения исламских саммитов и Совета министров иностранных дел ОИС. Поднимается проблема взаимодействия Российской Федерации и ОИС в обсуждении и решении сложных международных проблем.

199-210 403
Аннотация

В статье рассматривается взаимодействие светского националистического режима Хафеза Асада и возглавляемой им партии Баас c различными мусульманскими общинами Сирии. Основное внимание уделяется политике правительства по отношению к суннитской общине, составляющей большинство населения страны. Освещаются как меры по борьбе с радикальными течениями, так и поддержка «умеренных» (проправительственных и нейтральных) направлений сирийского ислама. Также исследуется политика руководства страны по отношению к алавитам и друзам — двум наиболее многочисленным мусульманским общинам Сирии после суннитов. Автор доказывает, что главной целью правительства было снизить уровень сепаратизма и коммунализма в этих общинах путём борьбы с их мировоззрением и традиционными институтами самоорганизации, и обеспечить тем самым более быструю интеграцию в сирийское общество.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)