ПОНИМАНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ (ВАХЙ) ИБН АРАБИ И ИМАМОМ ХОМЕЙНИ
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-1-99-118
Аннотация
Настоящее исследование посвящено разъяснению различных значений понятия «Божественное откровение» (вахй) и сравнительному изучению того, как Божественное откровение трактовали два исламских автора — Имам Хомейни (1902–1989) и Ибн Араби (1165–1240). Первый является одним из наиболее известных исламских мыслителей Ирана XX в., второй — родоначальником суфийской философии, выдающимся философом и мистиком. Особое внимание в статье уделено природе Божественного откровения, а также критике отдельных положений из работ указанных авторов.Имам Хомейни считает, что постижение истинной сущности Божественного откровения невозможно для кого-либо, кроме избранных друзей Божьих (авлийа Аллах), потому что его необходимым требованием является выход за рамки миров возможного. Однако это не означает отсутствия необходимости соблюдать на практике богооткровенные заповеди. Он выделяет в богооткровенных истинах семь нисходящих степеней, необходимым условием обретения которых является душевная чистота. В вопросе нисхождения ангелов Имам Хомейни убежден, что духовная сущность (руха-ниййа) Пророка служит причиной для нисхождения ангелов в мир подобий (‘алам ал-мисал) и материальный мир (‘алам ал-мулк). Ибн Араби считает Божественное откровение нисхождением нематериальных умопостигаемых смыслов (ма‘ани муджаррад ‘акли) в чувственные формы, на уровне воображения (хайал), и полагает, что, если человек поднимется со степени человеческой природы до степени природы духовной, Господь будет говорить с ним без посредников. По мнению Ибн Араби, коммуникация Бога и чело-века, в отличие от ниспослания Божественного закона (ташри‘), не завершена. Он считает мистическое видение (ру’йа) начальной степенью Божественного откровения. Как и Имам Хомейни, он исходит из того, что характер восприятия Божественного откровения соответствует степени душевной чистоты Пророка.
Об авторе
А. А. ЙаздиИран
д-р философии, доц., декан факультета теории познания и исламской мысли.
1417763791, г. Тегеран, Исламская Республика Иран, бул. Кешаварз, д. 72.
Список литературы
1. ‘Алӣ бин Султāн Мухаммад ал-Кāрӣ. Миркāт ал-мафāтих шарх миш-кат ал-масабих. Байрут–Лубнан: 1422 (2001).
2. Алӣ бин Мух̣ аммад бин ‘Алӣ ал-Джурджāнӣ. ал-Та‘рӣфāт. Байрӯ т: 1405.
3. Аш-Шайх Мухаммад бин Йа‘куб аль-Кулийни. ’Усул аль-кафи. Аль-джуз’ аль-аввал. Бийрут-Лубнан: 2007.
4. Ибн Араби, Мухйи ад-дин. Ал-Футухат ал-маккиййа (Мекканские откровения), под ред. Усмана Тахи. 14 т. Каир, 1405 (1984/1985).
5. Ибн Араби, Мухйи ад-дин.Ал-Футухат ал-маккиййа (Мекканские откровения). 4 т. Бейрут: Дар ас-Садир, [б. д.].
6. Ибн Бабавейх, Мухаммад бин ‘Али. ‘Уйун ахбар аль-Рида (А) [Источ-ники преданий об [Имаме] Рида]. Тегеран: 1958. Т. 2. С. 58.
7. Ибн Фарис, Абу-л-Хусайн Ахмад. Му‘джам макаис ал-луга (Свод мерил языка). Кум: энтешарат-е дафтар-е таблигат-е эслами-йе Хоузе-йе эль-мийе-йе Ком (Издательство бюро исламской пропаганды Богословской семинарии Кума), 1404 (1983/1984).
8. Имам Хомейни, Рухолла. Адаб ас-салат (Правила совершения молитвы). Тегеран: Моассесе-йе танзим ва нашр-е асар-е Эмам Хомейни (Институт систематизации и публикации трудов Имама Хомейни), 1373 (1994/1995).
9. Имам Хомейни, Рухолла. Сахифе-йе Эмам (Писание Имама). Теге-ран: Моассесе-йе танзим ва нашр-е асар-е Эмам Хомейни (Институт систематизации и публикации трудов Имама Хомейни), [б.г].
10. Имам Хомейни, Рухолла. Та‘ликат ‘ала шарх фусус ал-хикам ва мис-бах ал-унс (Примечания к разъяснению «Фусус ал-хикам» и «Мисбах ал-унс»). Кум: Пасдар-е эслам, 1406 (1985/1986).
11. Имам Хомейни, Рухолла. Талаб ва эраде (Желание и воля). Тегеран: энтешарат-е эльми ва фарханги, 1362 (1983/1984).
12. Имам Хомейни, Сейед Рухолла. Шарх ду‘а ас-сихр (Разъяснение утрен-ней мольбы), перевод на фарси. Тегеран: Моассесе-йе танзим ва нашр-е асар-е Эмам Хомейни (Институт систематизации и публикации трудов Имама Хомейни), 1388 (2009/2010).
13. Кулайни, Мухаммад б. Йа‘куб. Ал-Кафи. Тегеран: Дар ал-кутуб ал-ис-ламиййа, 1365 (1986/1987).
14. Куфи, Фурат Ибн Ибрахим. Тафсир Фурат аль-Куфи. Тегеран: 1989.
15. Мух̣ аммад бин Мух̣ аммад ал-Г̣ азāлӣ, ’Абӯ Х̣ āмид. ’Ихйа’ ‘улӯ м ал-дӣн. Байрӯ т: Дāр ал-Ма‘рифат, 2010.
16. Рагиб Исфахани, Хусайн б. Мухаммад. Муфрадат алфаз ал-Куран (Редкие слова Корана). Бейрут/Дамаск: Дар ал-‘Илм, Дар аш-Шамиййа, 1412 (1991/1992).
17. Собхани, Джа‘фар. Илахийат ‘ала худа-л-китаб ва-с-сунна ва-л-‘акл (Теология на основе руководства Корана, сунны и разума). Тегеран: Йадаваран, 1387 (2008/2009).
18. Табатабаи, Сейед Мохаммад-Хосейн. Ал-Мизан фи тафсир ал-Куран (Мерило толкования Корана). Кум: дафтар-е энтешарат-е эслами-йе джа-меэ-йе модарресин-е хоузе-йе эльмийе-йе Ком (Бюро исламских изданий Общества преподавателей Богословской семинарии Кума), 1417 (1996/1997).
19. Хашеми Хои, Мирза Хабибулла. Минхадж аль-бира‘а фи шарх нахдж аль-балага [Путеводитель в искусстве толкования «Пути красноречия»]. В 21 т. Т. 19. Тегеран: 1974.
Рецензия
Для цитирования:
Йазди А.А. ПОНИМАНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ (ВАХЙ) ИБН АРАБИ И ИМАМОМ ХОМЕЙНИ. Ислам в современном мире. 2019;15(1):99-118. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-1-99-118
For citation:
Asgariyazdi A. THE DIVINE REVELATION ACCORDING TO IBN ‘ARABI AND IMAM KHOMEINI. Islam in the modern world. 2019;15(1):99-118. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-1-99-118