Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск
Том 11, № 1 (2015)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-1

ИСЛАМ В РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ 

11-18 860
Аннотация

Статья посвящена реформам образования у мусульман Российской империи Нового времни, предложенных Хусаином Фаизхановым (1860-е гг.) и Исмаилом Гаспринским (1890-е гг). Данная концепция модернизации рассматривается как часть процесса создания этнорелигиозного коллектива, объединяющего всю российскую умму. При этом такой единый коллектив рассматривался как полноправный субъект российского сообщества.

19-26 563
Аннотация

В статье рассматривается проблема участия национально-религиозных лидеров Волго-Урала в международных мусульманскихконгрессах 1920-х годов, их взаимодействие с яркими представителями мусульманского мира. Используя широкий спектр архивных материалов, автор пытается сделать вывод о характере и эффективности их деятельности в контексте внешнеполитических усилий Советской России в странах Востока и Западной Европы.

27-32 607
Аннотация

Статья посвящена некоторым специфическим чертам тариката кадирия, распространенным на территории Чеченской и Ингушской республик, и биографии чеченского мусульманского духовного лидера Кунта-Хаджи Кишиева. Проанализированы особенности исполнения практики тариката, в т.ч. и отправления громкого зикра. Выявлены основные проблемы в исследовании тариката. Авторы отмечают важность и значимость изучения биографии и творчества чеченского шейха Кунта-Хаджи.

МИР ИСЛАМА АЗИИ И АФРИКИ: ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ 

33-42 991
Аннотация

Ранняя концептуализация нации и национализма по всей Центральной Азии в конце XIX – начале XX в. была реакцией на завоевание региона царской Россией. Для освоения модернистских проектов бухарское общество купцов и пилигримов с подачи известного татарского просветителя И. Гаспринского, выдвигает новую элиту: джадидов. Большинство джадидов представляли национализм в менее политизированных, незападных красках, т.к. базовой ценностью для них был полиэтничный народ (миллет). В таком контексте джадиды настаивали на первенстве образования и культуры в вопросах развития нации. Сегодняшний интерес к идеям бухарских джадидов, к их интерпретации вопросов развития может помочь сохранить и развить социокультурную многополярность и сформировать нужный для государств региона феномен гражданства.

43-54 656
Аннотация

В конце XIX – начале XX в. Россия приступила к реализации своего последнего модернизационного проекта по интеграции национальных окраин в общеимперскую систему координат. Этот проект касался Туркестанского края. Волею исторических судеб ему не суждено было завершиться в рамках Российской империи. Он будет продолжен в следующую эпоху – советскую, выйдя на новый виток развития, обретя новые формы и очертания.

55-64 602
Аннотация

Статья посвящена поискам исламскими политическими и религиозными деятелями стран Юго-Восточной Азии достойного ответа на такие важнейшие вызовы современности, как модернизация, глобализация, демократизация, экологический кризис, которые воздействуют на все стороны общественно-политического развития мусульманских стран и народов. В своих поисках они подчеркивают священную миссию ислама и опираются на сакральные тексты – Коран и Сунну.

ИСЛАМ В ПОЛИЛОГЕ РЕЛИГИЙ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ 

65-74 719
Аннотация

В статье поднимаетсяряд вопросов, касающихся появления исламской версии русского языка, которую мы называем «исламским русским социолектом». Этот социолект имеет, по крайней мере, два основных варианта, которые описаны здесь как «русизм» и «арабизм». Особый интерес представляют процессы переключения кода между этими двумя вариантами, а также взаимодействия между «коренными» исламскими языками в Российской Федерации (например, татарским и аварским) как языками – донорами терминов исламских концепций арабского происхождения и русским языком, религиозная лексика которого в значительной степени основана на церковнославянском языке.

75-86 512
Аннотация

Цивилизационное единство мусульман и христиан народов Евразийского союза подвергается серьезным геополитическим вызовам со стороны неолиберальной идеологии Запада, исламского радикализма, в условиях отсутствия государственной евразийской идеологии. С позиций концепции диалога цивилизаций и цивилизационной идентичности обосновывается необходимость государственной евразийской идеологии на основе духовного единства мировых религий, системы многополярного мира цивилизаций. Сохранение единой цивилизационной принадлежности народов с опорой на духовно-нравственные религиозные ориентиры станет средством преодоления угроз и реализации задач национальной и духовной безопасности.

ИСЛАМ, ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА 

87-92 819
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы воспитания чувства родины как первоосновы формирования гражданской идентичности и yкрепления единства российской нации, раскрывается роль семьи, школы, религии в решении этой задачи.

93-102 2044
Аннотация

В статье рассматривается проблема ценностной консолидации российского общества в контексте исторического и социального единства, а также роль ислама становлении российских государственности и общества. Внимание акцентируется на современных параметрах роли ислама в укреплении российского ценностно-смыслового и гражданского пространства, а также на историческом опыте его совместного сосуществования с другими конфессиями.

103-118 772
Аннотация

В статье анализируется общественно-политический дискурс религиозных акторов в качестве субъектов процесса российского нациестроительства. На основе эмпирического материала Х Международного мусульманского форума делается вывод о пересмотре репертуара коммуникативных ролей лидеров российских муфтиятов в Новейшее время. Продуцируемые ими идентификационные референты значимы для российских мусульман и релевантны стратегическим подходам властной элиты России.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ 

119-134 781
Аннотация

Исторический опыт отношений по линии Восток-Запад характеризуется очевидной неустойчивостью, конфликтностью и наличием стереотипов. Довольно успешное противостояние Западу со стороны некоторых мусульманских политий, вставших в начале ХХ века на собственный путь национализма и мусульманского социализма, в последующие годы претерпевало сильнейшие трансформации. В нестабильности немусульманского Запада оказывается и секрет нестабильности исламского Востока. Он подвергается, как модернизационным воздействиям, так и вызовам расовой и религиозной дискриминации, национальной розни и социально-политическим волнениям. Их сплетение порождает дестабилизацию в восточных обществах и одновременно укрепляет позиции политического ислама. Попытки Запада игнорировать эти процессы лежат в основе образования экстремистских идеологических устремлений, которые используются силами на Западе в своих безответственно авантюрных интересах.

МУСУЛЬМАНЕ И ОБЩЕСТВО: ГРАНИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 

135-142 765
Аннотация

Автор показывает расхождение в понимании необходимости государственного регулирования деятельности СМИ в демократическом обществе, для того чтобы все имеющиеся политические силы и представляющие их организации имели равные права на выход в информационное пространство, которые они практически могли бы реализовать. Важно, чтобы СМИ выполняли социальные функции, способствуя консолидации общества. В свою очередь государство должно обеспечить гражданам равные возможности в области информации, уменьшить влияние властных и финансово-коммерческих структур на СМИ, чтобы пресса стала бы в первую очередь подконтрольной гражданскому обществу.

ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ 

143-146 569
Аннотация

Основная идея статьи в том, что знание и понимание конкретики повседневной жизни российских мусульман может активно содействовать ликвидации стереотипа, существующего в сознании некоторых малообразованных людей: мусульманин = экстремист. Глубокое проникновение в специфику жизни мусульман России, понимание того, что у них были общие с людьми других конфессий проблемы, общее их преодоление и общая радость от получения результата — основа для предотвращения конфликтности.

147-158 1300
Аннотация

Первые результаты исследования «Татары в регионах РФ: религиозное возрождение и проблемы идентичности» выявили особенности этнорелигиозной жизни московских татар. Для большей части респондентов ислам имеет базовое значение, отождествляются мусульманская религиозная и татарская этническая идентичности. Подтверждено мнение о нарушении преемственности в передаче религиозных знаний в структуре современной семьи. Из религиозной цепочки «выпадает» среднее поколение, активное проявление религиозности характерно для пожилых людей, либо для молодежи.

159-174 751
Аннотация

Статья посвящена личному архиву Альберта Фатхи, содержащему записи по истории книжности и различным аспектам татарской культуры. Многие из них ранее не публиковались, однако представляют несомненный интерес для иследователей восточных рукописей как части исламской литературы и национального дискурса татарского народа.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)