ДЖАДИДЫ БУХАРЫ И ИХ НЕЗАПАДНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ
https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-1-33-42
Аннотация
Ранняя концептуализация нации и национализма по всей Центральной Азии в конце XIX – начале XX в. была реакцией на завоевание региона царской Россией. Для освоения модернистских проектов бухарское общество купцов и пилигримов с подачи известного татарского просветителя И. Гаспринского, выдвигает новую элиту: джадидов. Большинство джадидов представляли национализм в менее политизированных, незападных красках, т.к. базовой ценностью для них был полиэтничный народ (миллет). В таком контексте джадиды настаивали на первенстве образования и культуры в вопросах развития нации. Сегодняшний интерес к идеям бухарских джадидов, к их интерпретации вопросов развития может помочь сохранить и развить социокультурную многополярность и сформировать нужный для государств региона феномен гражданства.
Об авторе
Н. Т. Нурулла-ХоджаеваРоссия
доктор философских наук, старший научный сотрудник (107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12)
Список литературы
1. Абдуллоев М. «Бухорои шариф»: трудный путь зарождения таджикской журналистики 07.03.2013. Доступ: http://news.tj/ru/newspaper/article/bukhoroi-sharif-trudnyi-put-zarozhdeniya-tadzhikskoi-zhurnalistiki-0 (проверено 01.11.2014).
2. Анализ выдвинутых президентом Узбекистана И. Каримовым концепций национально-духовного становления народа и пути обновления и развития независимого Узбекистана // Анализ духовности. Доступ: http://library.tuit.uz/el_ucheb/osnovy_duhovnosti/p1.htm. (проверено 01.09.2014).
3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
4. Базарбаев К. К. Движение младотурков и туркестанский джадидизм: сходство и особенности. Доступ: http://konferent.ru/nauka/1220 (проверено 15.10.2014).
5. Бартольд В. Погребение Тимура // Cочинения. Т. II. Ч. 2. М.: Наука, 1964.
6. Бендриков К. Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане. М.: Изд-вo АПН РСФСР, 1960. 231 c.
7. Валиханова Н. С. Историография национальных движений партий Средней Азии в период 1917–1991 гг.: дис. … д. и.н.: 07.00.09 / Московский государственный университет сервиса. М., 2001.
8. Косач Г. Г. Становление современных форм политической жизни на Востоке // История Востока. В 6 т. Т. IV. Кн. 2. Восток в Новое время (конец ХVIII — начало XX в.). М.: Медина, 2005. С. 151.
9. Нурулла-Ходжаева Н. Т. Эвристический потенциал философско-культурологического анализа общины в Центральной Азии // Философия и культура, 2014. № 11. С. 1592–1604.
10. Рухнама // LITMIR.net. Доступ: http://www.litmir.net/br/?b=20807&p=27. (проверено 21.06.2011).
11. Саид Э. Ориентализм. Доступ: http://politzone.in.ua/index.php?id=232 (проверено 09.02.2014).
12. Сухарева О. А. Бухара XIX–XX вв.: позднефеодальный город и его население. M.: Наука, 1966.
13. Фитрат А. Рассказы индийского путешественника // Звезда Востока, 1990, № 7.
14. Халид А. Узбекистан: рождение нации. Доступ: http://magazines.russ. ru/nz/2011/4/ha5.html. (проверено 07.09.2011).
15. Ханыков Н. В. Описание Бухарского ханства. С. 223. Доступ: http:// www.vostlit.info/Texts/rus4/Hanykov1/text2.htm (проверено 09.01.2014).
16. Балчувони М. Таърихи нофеъи. Душанбе: Ирфон, 1994. 172 c.
17. Джадидия ва дурнамои таърих // Садои шарк, 1990. № 3. С. 129–139.
18. Фитрат А. Давраи хукмронии амир Олимхон. Душанбе: Палатаи давлатии китобхо, 1991.
19. Hansen T. B. The Saff ron Wave: Democracy and Hindu Nationalism in Modern India. Princeton: Princeton University Press, 1999. 328 p.
20. Innis H. The Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press, 1951.
Рецензия
Для цитирования:
Нурулла-Ходжаева Н.Т. ДЖАДИДЫ БУХАРЫ И ИХ НЕЗАПАДНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ. Ислам в современном мире. 2015;11(1):33-42. https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-1-33-42
For citation:
Nurullah-Khodjaeva N.T. JADIDS OF BUKHARA AND NON-WESTERN NATIONALISM. Islam in the modern world. 2015;11(1):33-42. (In Russ.) https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-1-33-42