Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск
Том 11, № 4 (2015)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-4

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 

БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ 

21-24 656
Аннотация
Уважаемый читатель! Перед Вами четвертый — и последний в 2015 году — выпуск рецензируемого научного журнала «Ислам в современном мире». С его выходом мы «открыли» все символические врата (их  четыре — по числу печатных номеров год, а кому-то, возможно, покажется, что и по числу четырех основных богословско-правовых школ в исламе — мазхабов) в  мир научных знаний и  представлений об  исламе, его роли и месте в истории, культуре, политических процессах регионов, стран, цивилизаций — как в недавнем прошлом и современности, так и ближайшем будущем. Как Вы, должно быть, обратили внимание, с каждым новым выпуском нашего журнала на его лицевой обложке графически й рисунок очередной двери окрашивался в белый цвет; таким образом, теперь все четыре — распахнуты для наших заинтересованных читателей .

ИСЛАМСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ О СООТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ И РАЗУМА 

27-32 730
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы современного мусульманского образования. Автор выдвигает тезис, что в основе системы образования должен лежать коранический гуманизм, т. е. представление о разумном и творческом подходе к миру. Этот тезис восходит к идеям джадидов об исламе как о «научной религии», т. е. религии, интегрирующей в себе и Откровение, и научное знание. Автор полагает, что обновление системы религиозного образования должно происходить с учётом трёх традиций, которые способны объединить только российские мусульмане: традиции классического исламского образования, традиции отечественной богословской школы и традиции европейской науки. На данном этапе мусульмане нуждаются в выработке интегральной стратегии развития системы образования. Поэтому этот вопрос требует широкого обсуждения в ходе дискуссий в среде мусульманской интеллектуальной элиты.

ВОССОЗДАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ШКОЛЫ: «РОССИЙСКИЙ РЕЦЕПТ» 

35-46 849
Аннотация
Статья посвящена определению стратегических направлений развития исламского образования в современной России. Особое внимание уделяется истории мусульманского образования в стране, современным его проблемам, определяются основные цели, параметры и исполнители обозначенных стратегических задач.
47-62 823
Аннотация
Значимость религиозного фактора в национальной безопасности общества и государства выдвигает в центр экспертных дискуссий проблему единой российской системы исламского образования. Принятая в ноябре 2015 г. Минобрнауки России Концепция подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама направлена на интеграцию мусульманской молодежи в российское общество, борьбу с религиозно мотивированным радикализмом и экстремизмом. Подчеркивается важность модернизации исламского образования, повышения конкурентоспособности как фактора, формирующего гражданскую идентичность российских мусульман. Делается вывод, что в условиях экзистенциальных угроз воссоздание отечественной богословской школы позитивно скажется на процессе обучения кадров исламского вероисповедания, готовых противостоять идеологическим вызовам, в первую очередь инициируемым деструктивными силами под прикрытием псевдоисламских лозунгов.

ДОКУМЕНТЫ 

63-78 618
Аннотация
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С УГЛУБЛЕННЫМ ЗНАНИЕМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА.

ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ 

81-90 663
Аннотация
В статье на примере российского мусульманства как особой социокультурной реальности рассматривается релевантность вопроса о специфике татарской социокультурной практики ислама. Выделяются такие типичные черты татарской исламской практики, как тяготение к умеренности, высокий социальный статус женщины, стремление к всеобщей грамотности, демократизм, толерантность и др. Делается вывод, что перед российскими мусульманами стоит масштабная интеллектуальная и духовная задача осмысления собственного бытия, собственного места в контексте мусульманских культур.
91-100 1366
Аннотация

Статья посвящена роли ислама и мусульманской уммы в становлении российской федеративной государственности после распада СССР. Автор показывает, что для России важнейшей задачей становится сохранение суверенитета, территориальной целостности и определение собственного пути развития в качестве одного из независимых полюсов многополярного мира, имеющего право на собственный интеграционный проект в Евразии. Для достижения этого российскому государству следует признать возрождение ислама фактором стабильного развития страны и видеть в исламской культуре важную составляющую часть жизни российского общества и государства.

ИСЛАМ В РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ 

103-112 690
Аннотация
Возрастание значения религиозного фактора в социально-политической и религиозно-культурной жизни глобального сообщества и России в XXI в. актуализирует анализ тенденций развития системы вакфа у татар в конце ХХ — начале XXI в. и выявление возможности финансирования религиозных институтов за счёт привлечения и адаптации к современным условиям таких традиционных инструментов, как вакф. Ведущим походом к исследованию проблемы является историко-сравнительный метод: сравнивается опыт успешного существования вакуфного имущества в России до 1917 г. и в современных условиях. Подчёркивается невозможность полноценного функционирования института вакфов в рамках имеющейся правовой базы светского государства. Предлагаются пути легитимации отдельных принципов института вакфа в рамках действующего законодательства.

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ 

115-122 580
Аннотация
Статья посвящена анализу современного состояния шиитского направления ислама в свете положений 6-го заседания Генеральной сессии Всемирной ассамблеи «Ахль аль-Байт» (Семейство пророка).
345
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о том, какая информация о мире и действительности передается на базовом уровне арабской временной системы оппозицией именного и глагольного предложения, какая - противопоставлением двух основных глагольных форм, какая - противопоставлением функционально самостоятельных и функционально несамостоятельных глагольных форм, какая - оппозицией форм со значением настоящего и прошедшего времени

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ 

125-136 2202
Аннотация
В статье излагаются основные научные подходы и принципы проекта исследования современного исламистского движения в мировом политическом процессе, предпринятого Центром цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН при участии авторитетных специалистов многих российских университетов и зарубежных центров. Что стоит за понятием исламского радикализма, почему, как и где он зародился, какую историческую и социальную роль выполняет в мире — такие вопросы поставили перед собой инициаторы коллективной монографии, не имеющей аналогов в мировом исламоведении.

СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОЛОГИИ. КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ МУСУЛЬМАНСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ 

139-154 828
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема иджтихада в трудах татарских богословов. В начале работы проводится анализ самого понятия «иджтихад», а далее анализируются идеи татарских богословов относительно места иджтихада в исламском праве. Автор приводит цитаты из трудов таких известных богословов, как Г. Утыз-Имяни, Г. Курсави, Ш. Марджани, М. Бигиев, А. Буби, Р. Фахретдинов. В итоге анализа трудов татарских богословов автором выявлены две основные тенденции. Часть татарских богословов ратовала за возрождение ханафитской традиции, а другая часть — за полный отказ от мазхабов. В конце статьи автор делает вывод, что данная проблема вновь стала актуальной для мусульманской уммы России, которой еще предстоит сделать свой выбор.
155-160 565
Аннотация
В статье рассмотрены взгляды Гатауллы Баязитова, который в своих трудах доказывает присущую исламу рациональность. Выступая против негативной установки религиозного догматизма в отношении к рациональному познанию, развитию естественных наук и техническому прогрессу, Баязитов, как и другие модернисты, ставит задачу преодолеть культурную самоизоляцию российских мусульман и приобщить их к достижениям европейской цивилизации, сохранив при этом традиционные духовные ценности.

ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН И НАРОДОВ 

163-176 538
Аннотация
В статье анализируется политическое и правовое развитие региона и роль религиозного фактора в его политике на примере Республики Татарстан (конец 2014–2015 гг.). Автор отмечает, что важнейшими факторами подтверждения легитимности властей РТ стало сохранение упоминания в Конституции РТ ограниченного суверенитета РТ, поста президента РТ, а также восстановление всенародных выборов президента РТ. В своей политике власти РТ активно сотрудничали с председателями крупнейших духовных управлений мусульман России, Духовного управления мусульман РТ в реализации социально значимых мероприятий, в сфере образования, в организации проведения мусульманских праздников.
177-186 528
Аннотация
В статье рассматриваются современные властно-религиозные отношения на Северном Кавказе. Анализируются проблемы и определяются перспективы сотрудничества властных и религиозных институтов, направленные на разрешение возможных социальных конфликтов на религиозной почве.
 
189-204 761
Аннотация
В статье рассматриваются тарикаты и вирды, практикуемые современными ингушами. Даётся общая характеристика всех религиозных братств Ингушетии, отмечаются особенности религиозных практик кадирийского и накшбандийского тарикатов. Автор показывает специфику ритуальных действий в обоих тарикатах в исполнении зикра, описывает ареал распространения тарикатов Кадирийя и Накшбандийя в Ингушетии и в других регионах Российской Федерации в местах компактного проживания их адептов, а также за пределами страны. Отдельное внимание уделяется особенностям суфийских практик в мире и в Северо-Кавказском регионе.

ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ: ИСЛАМСКАЯ ПРОЕКЦИЯ 

207-222 2327
Аннотация
На основе анализа литературы, а также оценки опыта участия автора в работе круглого стола «Психология религии: междисциплинарный подход» в Санкт-Петербургском государственном университете в статье отражено состояние российской и зарубежной мысли в области психологии религии и религиозной психологии. При этом психология религии рассматривается как отрасль психологической науки, а религиозная психология — как часть теологического знания. Рассматривается состояние психологии религии в различных христианских конфессиях. Особое внимание автор уделяет состоянию психологии ислама в России и за рубежом; описываются история и перспективы развития науки, основные области исследовательской и практической деятельности. Подчёркивается, что развитие психологии ислама должно происходить в тесном сотрудничестве специалистов в области психологии и исламской теологии. Развитие же исламской психологии должно стать основой для понимания религиозных убеждений мусульман.

ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ 

225-240 726
Аннотация
Автор статьи отмечает, что мусульманская система образования рассматривается сквозь призму тех задач, которые поставлены в образовательной сфере нашей страны. Однако в исламских учебных заведениях, безусловно, присутствует специфика, которую нельзя оставлять без внимания. Традиционные основы преподавания, ведущие от практических умений и навыков к мыслительным умениям, а от них — к обобщённым знаниям, направлены не только на получение знаний, умений и навыков, но и духовно-нравственное формирование личности — усвоение адаба. Для исламского образовательного процесса характерна целостность, которая проявляется в единстве содержательной, мотивационной, организационной, операционно-процессуальной сторон. Единство этических норм, воспитательного и образовательного процессов являются сегодня предметом пристального внимания педагогической науки и дидактики, однако богатейшее наследие в области преподавания исламских дисциплин пока ещё мало изучено.
241-248 553
Аннотация
Статья посвящена изучению истории эволюции исламского образования в независимом Узбекистане. Автор рассматривает проблемы высшей и средне й школы исламского образования в республике, исходя из современных вызовов и угроз глобализации.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАКТИКИ ИСЛАМА: ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ, ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ 

133-148 494
Аннотация

В статье рассматриваются тарикаты и вирды, практикуемые современными ингушами. Даётся общая характеристика всех религиозных братств Ингушетии, отмечаются особенности религиозных практик кадирийского и накшбандийского тарикатов. Автор показывает специфику ритуальных действий в обоих тарикатах в исполнении зикра, описывает ареал распространения тарикатов Кадирийя и Накшбандийя в Ингушетии и в других регионах Российской Федерации в местах компактного проживания их адептов, а также за пределами страны. Отдельное внимание уделяется особенностям суфийских практик в мире и в Северо-Кавказском регионе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)