Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Политический ислам в Афганистане: истоки и идеология

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-1-169-190

Аннотация

Любое политическое, тем более религиозное движение или идеология, как правило, имеют своих исторических предшественников, взгляды и идеи которых так или иначе отражаются в них. Понимание истоков и источников способствует более реалистичному и предметному взгляду на явления современные, особенно в таких освященных традицией странах, как Афганистан, где традиция оставляет на всём свой неизгладимый след. Цель статьи состоит в том, чтобы попытаться дать комплексное и хронологическое описание тех идей и идеологий, которые предопределили появление в Афганистане политических партий исламистского толка. В качестве материалов использованы работы отечественных и зарубежных востоковедов, в т. ч. афганских, а также источники на национальных языках Афганистана. За основу исследования взят метод последовательного описания источника и его характеристик для демонстрации его связи с современным явлением политического ислама. В работе представлен список предполагаемых идейных источников и предшественников политического ислама в Афганистане середины XX в. Дана их историческая и идеологическая характеристика. Описаны основные представители и сторонники тех или иных течений, их социальный статус и отношение к другим движениям и идеологиям. Политический ислам в Афганистане не возник как нечто исключительно внешнее, но имел под собой, кроме внешней формы и внешних заимствований (идеология «деобандизма», «Братьев-мусульман»1), также и внутренние, свойственные афганскому обществу источники в форме племенного вождизма, который стал неким общим организационным началом любого политического и религиозного движения. Сложность политического ислама в Афганистане заключается в его смешанной структуре, что особенно проявляется в настоящий момент в идеологии и практике движения Талибан2, которое, с одной стороны, основывается на положениях «деобандизма», панисламизма, в меньшей степени идеологии «Братьев-мусульман», но с другой — совершенно им противоречит, чему причиной сугубо племенные традиционные особенности общественного устройства и мировоззрения костяка движения. 

Об авторе

Е. А. Белков
НИИ мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова
Россия

БЕЛКОВ Евгений Анатольевич — мл. науч. сотр.

117997, г. Москва, Профсоюзная ул., д. 23



Список литературы

1. Коргун В. Г. История Афганистана в XX в. М.: «Крафт +», 2004. 528 с.

2. Лавров А. Ю. Политический ислам в Афганистане. М.: Институт востоковедения РАН, 2010. 179 с.

3. Ражбадинов М. З. Египетское движение «Братьев-мусульман». М., 2004. 431 с.

4. Ромодин В. А. Афганистан во второй половине XIX — начале XX в. М.: Наука, 1990. 143 c.

5. Саидов Х. К вопросу о влиянии амануллитских реформ на этнонациональные процессы в афганском обществе // Вестник РУДН. Серия: «Политология». 2010. № 3. С. 145–164.

6. Сикоев Р. Р. Панисламизм: Истоки и современность. Джамалуддин Афгани и его религиозно-политические последователи ХХ — начала ХХI века. М.: Аспект Пресс, 2010. 286 c.

7. Слинкин М. Ф. Афганистан: оппозиция и власть (60–70-е гг. XX в.). М.: «Издательство МБА», 2020. 723 с.

8. Спольников В. М. Афганистан. Исламская оппозиция. Истоки и цели. М.: «Наука», 1990. 192 с.

9. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX–XX вв. М.: Наука, 1982. 248 c.

10. Халфин Н. А. Политика России в Средней Азии (1857–1868). М.: Издательство восточной литературы, 1960. 272 c.

11. Choueiri Y. M. Theoretical Paradigms of Islamic Movements // Political Studies. 1993. Vol. 41. No. 1. Pp. 108–116.

12. Dupree L. Afghanistan. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1980. 804 p.

13. Gregorian V. Mahmud Tarzi and Saraj-ol-Akhbar: Ideology of Nationalism and Modernization in Afghanistan // The Middle East Journal. 1967. Vol. 21. Iss. 3. Pp. 345–368.

14. Gregoryan V. The Emergence of Modern Afghanistan. Politics of Reform and Modernization, 1880–1946. Stanford: Stanford University Press, 1969. 606 p.

15. Kakar M. Hassan. The Soviet Invasion and the Afghan Response, 1979– 1982. University of California Press, California, 1995. 379 p.

16. Mitchell R. P. The Society of Muslim Brothers. New York: Oxford University Press, 1993. 392 p.

17. Roy O. Islam and resistance in Afghanistan. New York: Cambridge University Press, 1990. 253 p.

18. Thomas Ruttig. Islamists, Leftists — and a Void in the Center. Afghanistan’s Political Parties and where they come from (1902–2006). Kabul–Berlin: Konrad-Adenauer-Stiftung, 2006. 47 p.

19. Дзадран Гульзарак. Да Афганистан тарих. 1747–1982. Т. 1. Пешавар, 1983.

20. Гульбедин Хекматияр. Мосохеба-е беродар Хекматияр бо тальвизьюн торки. Пешавар: Хезм-е эсломи-е Афгонестон, 1988. 96 с.

21. Мохаммад Хасан Какар. Ватан та сафар. Талибан ау ислами бансытпалына. Джармани: Данеш хпарендуя толына, 2010. 460 с.

22. Мохаммад Юнус Халис. Да Афганистан муджахед улус та йау пайгам. Пехавар: да хезб-е ислами чапдзай, 1988. 44 с.

23. Мохаммад Садек Аль-моджадеди. Аз Кахера ба Каболь. Кахера: бахш-е фарханги-е сефорат-е джомхури-е Афганестан, 1396. 120 с.


Рецензия

Для цитирования:


Белков Е.А. Политический ислам в Афганистане: истоки и идеология. Ислам в современном мире. 2023;19(1):169-190. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-1-169-190

For citation:


Belkov E.А. Political Islam in Afghanistan: Origins and Ideology. Islam in the modern world. 2023;19(1):169-190. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-1-169-190

Просмотров: 726


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)