Система образования в Египте во время правления хедива Исмаила (1863–1879)
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-4-101-112
Аннотация
В статье анализируется период правления хедива Исмаила с точки зрения его влияния на формирование системы образования в Египте. Автор статьи делает краткий обзор социально-экономических реформ хедива, особо отмечая его достижения на образовательном поприще. В данной работе рассматривается «Закон 10 Раджаба» (1868 г.), основной целью которого было продвижение народного образования и создание школ нового типа под эгидой государства. В законе были разработаны планы строительства современных школ нового типа в каждом городе, подготовлены проекты по реорганизации коранических школ (куттабов), ставилась задача расширения государственной системы образования. Кроме того, были унифицированы учебные пособия, которые теперь печатались с одобрения Министерства образования. Автор статьи подробно останавливается на структуре системы образования, сформированной в этот период, отмечая культурную преемственность и исторические образовательные традиции, которые не приносились в жертву новым знаниям, а были соединены в единой модели, представлявшей собой конвергенцию религиозного и светского образования. В статье отмечается, что в период правления хедива Исмаила были открыты первые государственные школы для девочек, с этого времени женское образование становится популярным среди высших слоев египетского общества. В это же время при поддержке и поощрении хедива наблюдается рост школ иностранных общин. В заключении автор приходит к выводу что, несмотря на финансовые трудности, которые не позволили реализовать все задуманные образовательные новации, эта реформа оказалась самой полезной и необходимой в тот период времени. Была создана четкая, упорядоченная система управления образованием, разработан план единого государственного образования, которое должно работать на пользу общества.
Об авторе
О. В. МоскалецРоссия
Москалец Оксана Владимировна — кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований
107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12
Список литературы
1. Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. М.: Наука; 1965. 372 с.
2. Москалец О. В. Эволюция системы просвещения и образования в Египте в контексте социально-политических преобразований (XIX — 20-е годы XX в.): дис. … канд. ист. наук. М.., 2021. 307 c.
3. Черновская В. В. Формирование египетской интеллигенции в ХIХ – первой половине ХХ в. М.: Наука; 1979. 162 с.
4. Heyworth-Dunne J. An Introduction to the History of Education in Modern Egypt. London, 1938. Xii, 503 p.
5. Yacoub Artin Pacha. L’Instruction publique en Egypte. Paris, 1890. 206 p.
6. Аййуби И. Та’рих Миср фи ‘ахд хидив Исма‘ил-паша. Каир: Хиндави, 2013.
Рецензия
Для цитирования:
Москалец О.В. Система образования в Египте во время правления хедива Исмаила (1863–1879). Ислам в современном мире. 2022;18(4):101-112. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-4-101-112