Размышляя о дисциплинарных границах исламской теологии


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-3-23-34

Полный текст:


Аннотация

Данная статья посвящена проблеме определения дисциплинарных границ исламской теологии в контексте «западного» понимания природы и места теологической мысли в системе интеллектуальных дисциплин. В ней прослеживается историческая зависимость категорий академического учения о религии (религиоведения) от религиозного учения o религии, каким оно сформировалось в христианской традиции. Приводятся аргументы в пользу того, что дальнейшее развитие гуманитарной оптики связано с деколонизацией мышления учёного. Обосновывается необходимость диалога разных интеллектуальных традиций для успешного создания концептуальной схемы, адекватной неоднородному устройству исторических форм религии. В статье доказывается, что единственной альтернативой исследовательскому вниманию к внутренним ходам и структуре дискурсивной традиции самого ислама выступает скрытое «миссионерское соревнование», которое учёный ведёт с представителями чуждой ему традиции. Подчёркивается условность любого содержательного (не бюрократического) решения проблемы однозначной классификации исламской теологии в системе западных академических дисциплин. В заключение автор обращает внимание на существенную близость в характере авторитета исламского теолога, с одной стороны, и западного учёного или философа — с другой.


Об авторе

Д. В. Мухетдинов
Московский исламский институт; Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

МУХЕТДИНОВ Дамир Ваисович —кандидат политических наук, ректор, Московский исламский институт;  профессор Восточного факультета, Санкт-Петербургский государственный университет

(109382, г. Москва, пр. Кирова, 12);

(199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 11)



Список литературы

1. Аркун М. Переосмысляя ислам сегодня // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 2. М.: Медина, 2017. С. 244–272.

2. Асад Т. Идея антропологии ислама // Islamology. Т. 7. № 1. 2017. С. 42–60.

3. Ефремова Н. В. Ислам: философия, религия, культура. Ч. 1. Теологофилософская мысль. М.: Наука, 2015. 230 с.

4. История арабо-мусульманской философии: учебник. / под ред. А. В. Смирнова. М.: Академический Проект, 2013. 255 с.

5. Камали З. Философия ислама: в 2 т. Т. 1. Ч. 1: Философия вероубеждения. Казань: Татарское книжное издательство, 2010. 319 с.

6. Кастру де Э. В. Каннибальские метафизики: рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 200 с.

7. Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский Mip, 2006. 637 с.

8. Фролова Е. А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. М.: Языки славянских культур, 2010. 464 с.

9. Pagani S. Ibn ‘Arabī, Ibn Qayyim al-Jawziyya, and the Political Functions of Punishment in the Islamic Hell // Lange C. (ed.) Locating Hell in Islamic Traditions. Leiden, Netherlands: Brill, 2016. Pp. 175–207.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мухетдинов Д.В. Размышляя о дисциплинарных границах исламской теологии. Ислам в современном мире. 2019;15(3):23-34. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-3-23-34

For citation: Mukhetdinov D.V. Reflection on the Limits and Scope of the Islamic Theology. Islam in the modern world. 2019;15(3):23-34. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-3-23-34

Просмотров: 100

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)