«КНИГА МУДРОСТЕЙ» (КИТАБ АЛ-ХИКАМ) ИБН ‘АТА’ АЛЛАХА АЛ ИСКАНДАРИ КАК ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПАМЯТНИК МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-3-73-92
Аннотация
Небольшая по объему, представляющая собой сборник изречений «Книга мудростей» (Китаб ал-хикам) выдающегося египетского суфия Ибн ‘Ата’ Аллаха ал-Искандари (1260–1306) является одной из наиболее читаемых книг из наследия исламского мистицизма (суфизм). В ней, как и в других своих сочинениях, автор раскрывает наиболее важные положения учения и духовной практики суфийского тариката шазилийа, в частности излагает основные тезисы мистического метода познания суфиев, или «Пути [к Богу]» (тарик). Ибн ‘Ата Аллах полагает, что бескорыстная любовь суфия к Богу есть на самом деле опосредованное проявление извечной любви Бога к своим созданиям, обнаруживающейся в творении бесчисленных форм мира. Это значит, что многообразие мировоззренческих систем, в том числе религиозных, есть извечный замысел Бога, выражение универсальной истины и божественный любви ко всем созданиям. Этот суфийский тезис не призывает к стиранию культурных и религиозных различий, но, тем не менее, подразумевает сущностное единство людей. Осознание мира как универсального целого требует от них проявления чувства благоговения ко всему сущему, любви и уважения друг к другу, независимо от религиозной принадлежности. Сочинение Ибн ‘Ата’ Аллаха «Книга мудростей» (Китаб ал-хикам) способствует раскрытию потенциала универсализма и терпимости исламской религии. Его мысли о сущностном единстве человечества чрезвычайно актуальны и сегодня в свете необходимости укрепления идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между всеми народами.
Об авторе
И. Р. НасыровРоссия
д-р филос. наук, вед. науч. сотр.
109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Список литературы
1. Ибн ‘Аджиба. ’Иказ ал-химам фи шарх ал-хикам. Каир: Дар ал-ма‘ариф. Б. г. 653 с.
2. Ибн ‘Айад. Ал-Мафахир ал-‘алиййа фи-л-масир аш-шазилийа. Каир: Мактабат ва матба‘ат Мустафа ал-Баби ал-Халаби, 1993. 239 с.
3. Ибн ‘Араби. Ал-Футухат ал-маккиййа. Бейрут: Дар ’ихйа’ ат-турас ал-‘араби, 1998. 2720 с.
4. Ибн ‘Ата’ Аллах ал-Искандари. Ал-Касд ал-муджаррад фи ма‘рифат ал-исм ал-муфрад. Каир: Мактабат мадбули, 2002. 144 с.
5. Ибн ‘Ата’ Аллах ал-Искандари. Лата’иф ал-минан. Каир: Мактабат ал-кахира, 2004. 176 c.
6. [Шейх] Ибн ‘Ата’ Аллах ал-Искандари (Александрийский). Книга муд-ростей (Китаб алхикам)/пер. с араб. И. Р. Насырова; под ред. с ком-мент. и примеч. И. Р. Насырова. Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000. 290 с.
7. Кныш А. Д. Учение Ибн ‘Араби в поздней мусульманской тради-ции // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.: Наука. Глав-ная редакция восточной литературы, 1989. С. 6-19.
8. Корет Э. Основы метафизики. Киев: Тандем, 1998. 248 с.
9. Ан-Найсабури, Низам ад-дин ал-Хасан. Тафсир ан-Найсабури. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмийа, 1996. 3735 с.
10. Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эво-люция). М.: Языки славянских культур, 2009. 552 с.
11. Платон. Федон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. 528 с.
12. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М.: Наука. Издательская фирма «Восточ-ная литература», 1993. 327 с.
13. Шиммель А. Мир исламского мистицизма/пер. с англ. Н. И. Прига-риной, А. С. Раппопорт. М.: «Алетейа», «Энигма», 2000. 416 с.
14. Arberry A. J. Sufism: An Account of the Mystics of Islam. London: Allen & Unwin, 1950. 141 p.
15. Chittick W. C. The Self-Disclosure of God: Principles of Ibn al-‘Arabi’s Cosmology. Albany: State University of New York Press, 1998. xl+483 pp.
16. Ibn ‘Arabî. La production des cercles. Kitâb inshâ’ ad-dawâ’r al-ihâtiyya. Traduit de l’arabe, présenté et annoté par Paul Fenton & Maurice Gloton. Texte arabe etabli par H. S. Nyberg. Paris: Editions de l’Eclat, 1996. 82 p.
17. Ibn ‘Aṭā’illāh al-Iskandarī. Ibn ‘Aṭā’illāh s. Sufi aphorisms (Kitāb al-ḥikam). Translated with an introduction and notes by Victor Danner. Leiden. E. J. Brill. 1973. xiv+88 p.
18. Lings M. Foreword, in: Ibn Ata Allah s. Sufi Aphorisms (Kitāb al-ḥikam). Translated with an introduction and notes by Victor Danner. Leiden. E. J. Brill. 1973. Pp. VII-VIII.
19. Masroori Cyrus. An Islamic Language of Toleration: Rumi’s Criticism of Religious Persecution // Political Research Quarterly. Vol. 63. 2010. No. 2 (June). Published by: Sage Publications, Inc. on behalf of the University of Utah. Pp. 243-256.
20. Nwiya P. Ibn ‘Atā’ Allāh et la naissance de la confrérie šāḏilite (Ėdition critique et traduction des Ḥikam, precedes d’une Introduction sur le sou-fisme et suivies notes sur le vocabulaire mystique Par Paul Nwiya). Bey-routh: Dar al-Machreq Ėditeurs, 1986. xv+323 p.
Рецензия
Для цитирования:
Насыров И.Р. «КНИГА МУДРОСТЕЙ» (КИТАБ АЛ-ХИКАМ) ИБН ‘АТА’ АЛЛАХА АЛ ИСКАНДАРИ КАК ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПАМЯТНИК МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА. Ислам в современном мире. 2018;14(3):73-92. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-3-73-92
For citation:
Nasyrov I.R. IBN ‘ATA’ ALLAH AL-ISKANDARI AND HIS SUFI APHORISMS (KITAB AL-HIKAM). Islam in the modern world. 2018;14(3):73-92. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-3-73-92