КОНВЕРСИОННЫЕ ИНТЕНЦИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ: ПОПЫТКИ КЛАССИФИКАЦИИ «ПУТЕЙ В ДУХОВНУЮ ПРАКТИКУ» (НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-2-125-136
Аннотация
Данная статья посвящена одному из аспектов возрождения религиозной жизни на постсоветском пространстве — возвращению/приходу в ислам в современной России. В статье предпринята попытка систематизировать возможные пути становления человека в качестве практикующего верующего. Позиции авторов подкрепляются данными, полученными в ходе длящегося с 2011 г. мониторинга религиозной ситуации в Татарстане, проводимого кафедрой религиоведения Казанского федерального университета. Также авторы ставят вопрос о выработке адекватной религиоведческой терминологии применительно к проблеме перехода человека из состояния декларируемой исламской идентичности в состояние практикующего верующего — в русской христианской традиции имеется термин «воцерковление», прямого аналога которому в исламской традиции нет.
Об авторах
Л. С. АстаховаРоссия
Астахова Лариса Сергеевна – главный научный сотрудник, ЦИ АНРТ, доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой религиоведения, КФУ.
420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлевская, 18Я. В. Бухараев
Россия
Бухараев Ярослав Владимирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения.
420111, Республика Татарстан, Казань, ул. Кремлевская, 18Список литературы
1. Астахова Л. С. Религия в системе социальных отношений и процессов: идеально-типологический и исторический аспекты. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. С. 353–357.
2. Астахова Л. С. Религия в системе социально-политических отношений и процессов: идеально-типологический и исторический аспекты. Казань: Институт государственной службы при Президенте РТ, Центр инновационных технологий, 2006. 232 с.
3. Благоевич М. Ревитализация религии (православия) в Сербии: действительность или миф? // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. 2012. № 2(121). Вып. 19. С. 71–80.
4. Каргина И. Г. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма. М.: МГИМО-Университет, 2014. 278 с.
5. Robert K. Merton. The Th: mas Theorem and the Matthew Effect. Social Forces, 74(2). December 1995. P. 379–424.
6. The Encyclopaedia of Islam, Leiden: E. J. Brill, 1986. Vol. 1.
Рецензия
Для цитирования:
Астахова Л.С., Бухараев Я.В. КОНВЕРСИОННЫЕ ИНТЕНЦИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМ: ПОПЫТКИ КЛАССИФИКАЦИИ «ПУТЕЙ В ДУХОВНУЮ ПРАКТИКУ» (НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН). Ислам в современном мире. 2017;13(2):125-136. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-2-125-136
For citation:
Astakhova L.S., Bukharaev Y.V. CONVERSION TENDENCIES AND CONTEMPORARY ISLAM: ATTEMPTS OF CLASSIFICATION OF “WAYS TO THE SPIRITUAL PRACTICE” (ON THE BASIS OF MONITORING IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN). Islam in the modern world. 2017;13(2):125-136. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-2-125-136