ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ 
В данной статье автор предпринимает попытку выяснить, какие контуры может иметь исламская мысль будущего. Рассмотрев программные идеи американского исламоведа К. Эрнста и марокканского мусульманского мыслителя М. А. ал-Джабири, он делает выводы, что в будущем исламская мысль (1) пойдёт на сближение смыслью западной; (2) должна будет серьёзно осмыслить историю межцивилизационных отношений; (3) обратится к изучению собственных интеллектуальных корней и локальных вариантов; (4) актуализирует гуманистический потенциал классической арабо-мусульманской культуры и философской традиции.
В настоящей статье рассматривается космологический аспект философии музыки первого видного представителя школы арабоязычного перипатетизма, известного мыслителя, богослова, астронома и естествоиспытателя Абу Йусуфа Йа‘куба б. Исхака ал-Кинди (ум. 256/873). Отдельно исследуются основания «оперативной космологии» ал-Кинди. Автор делает вывод об онтологическом значении музыки для философской картины мира знаменитого файласуфа, а также доказывает оригинальность ряда «первооснов» музыкальной теории Абу Йусуфа, не сводимых к отдельным положениям античной мысли, равно как и тесную связь музыкально-антропологической терминологии ал-Кинди с дискурсом классической арабской литературы и средневекового арабского языкознания.
ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ШКОЛЫ 
Мировоззрение Ш. Марджани условно можно разделить на два пласта: религиозно-реформаторский, который проявляется до 70-х годов XIX в., и просветительский — в 70–80-е годы. Религиозно-реформаторские взгляды Марджани включали в качестве теоретической основы концепцию «открытия дверей иджтихада», необходимость обращения к Корану и Сунне для «очищения» ислама от позднейших наслоений, потребность реформы преподавания в медресе. Просветительские идеи Марджани отражали необходимость получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабо-мусульманской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур).
Статья содержит анализ одной из работ всемирно известного татарского религиозного мыслителя Мусы Джаруллаха Бигеева, посвященной рассмотрению вопроса о сущности и содержании веры в исламе. В логической последовательности излагаются рассуждения ученого о значимости проблемы веры, предыстория причины вероисповедного кризиса ислама и его результаты, а также пути исправления ситуации.
ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН 
Статья посвящена не исследовавшемуся ранее совещанию представителей татарского мусульманского духовенства и педагогов Среднего Поволжья и Приуралья, состоявшемуся в 1898 г. в Уфе при Оренбургском духовном магометанском собрании. Это совещание стало первой известной нам попыткой обсуждения насущных вопросов развития образования и культуры мусульманского населения России. В процессе исследования были обобщены материалы, опубликованные в нескольких сборниках в виде воспоминаний участников совещания. В целом совещание стимулировало деятельность ряда видных татарских предпринимателей по расширению сети новометодных медресе и открытию краткосрочных педагогических курсов.
ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 
Статья рассматривает советские корни исламского подъема на микроуровне отдельного колхоза в Северном Дагестане. Автор приходит к выводу, что постсоветская реисламизация деревни в 1990-е гг. отнюдь не была «возрождением», откатом к местным дореволюционным исламским традициям, уничтоженным в ходе советских политических репрессий. Основы для исламского подъема 1990-х гг. были заложены в джама‘атах колхозов и совхозов, сложившихся в горах и на равнине во второй половине ХХ в. Колхоз не был посредником между советской властью и местным обществом, он не сливался с мусульманской общиной, но давал последней ресурсы для существования.
Данная статья посвящена одному из аспектов возрождения религиозной жизни на постсоветском пространстве — возвращению/приходу в ислам в современной России. В статье предпринята попытка систематизировать возможные пути становления человека в качестве практикующего верующего. Позиции авторов подкрепляются данными, полученными в ходе длящегося с 2011 г. мониторинга религиозной ситуации в Татарстане, проводимого кафедрой религиоведения Казанского федерального университета. Также авторы ставят вопрос о выработке адекватной религиоведческой терминологии применительно к проблеме перехода человека из состояния декларируемой исламской идентичности в состояние практикующего верующего — в русской христианской традиции имеется термин «воцерковление», прямого аналога которому в исламской традиции нет.
МИР ИСЛАМА АЗИИ И АФРИКИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 
Статья посвящена исследованию норм Конституции Республики Ирак 2005 года, касающихся шариата и ислама в целом. Проводится сравнительный анализ действующей Конституции республики с предыдущей Конституцией 1970 года. Показано, что в Конституции 1970 года шариату и исламу практически не было отведено существенного места, в то время как Конституция 2005 года отводит принципам ислама более заметную роль.
В 1979 году в Иране произошла Исламская революция, основным вдохновителем и духовным лидером которой стал аятолла Рухолла Хомейни (1900/1902–1989). Имам Хомейни предложил концепцию исламского государства, нашедшую воплощение в государственном устройстве современного Ирана. В статье анализируются два аспекта, связанные с этой концепцией, — обоснование необходимости исламского правления и доктрина «вилайат ал-факих» (правление [праведного] факиха), — и определяется их взаимосвязь с предшествующей традицией.
В 1970-х годах одна из крупнейших индийских мусульманских организаций Джамаат-и-ислами хинд начала пересматривать ряд своих идеологических установок. Переосмыслив взгляды основателя организации Абу-л Ала Маудуди (1903–1979) относительно роли женщин в деятельности мусульманской общины, Джамаат-и-ислами хинд с 1990-х годов стала допускать участие мусульманок в общественно-политической жизни Индии и обращать более пристальное внимание на улучшение положения женщин в обществе. Во многих штатах страны появились отделения женского крыла Джамаат-и-ислами хинд; их активность наиболее заметна на юге Индии, прежде всего в Керале и Карнатаке.
Статья раскрывает новую тенденциию в современной арабской историографии Крестовых походов, в которой идеологизированные работы, несущие идеи арабского национализма и исламского фундаментализма постепенно уступают место подлинно научным трудам. В последние четыре десятилетия арабскими историками были опубликованы десятки трудов, посвященных тюркским военачальникам и правителям этого периода истории Ближнего Востока, а также решающему вкладу тюрков в изгнание крестоносцев из этого региона мусульманского мира. Арабские авторы отмечают ведущую роль сельджуков и мамлюков в борьбе мусульман с крестоносцами.
На основе историкосоциологического анализа практик политической репрезентации, используемых движением хуситов, устанавливается их тесная связь с традиционными для Северо-Западного Йемена социальными паттернами. Выдвигается предположение, что эта связь сыграла важную роль в политических успехах, которых удалось достичь хуситам в последнее время. Отмечается, что превращение хуситов в доминирующую политическую силу страны произошло после завершения формирования символической базы движения, значительная часть которой возникла как реакция на внешние раздражители: усиление в Йемене позиций салафитов и неоколониальная политика Запада.
ISSN 2618-7221 (Online)