Проблемы женского образования в Египте: история и современность
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2024-20-4-223-242
Аннотация
В статье рассматривается одна из наиболее актуальных тем египетского общества — вопрос о просвещении женщин. С исторической точки зрения автор анализирует эволюцию женского образования в Египте начиная с XIX в. и по настоящее время. В этом контексте поднимаются важные проблемы арабо- мусульманского мира, такие как эмансипация женщин, влияние религиозных факторов на доступность женского образования, гендерное неравенство и права женщин на образование и труд. На протяжении XIX и XX вв. в Египте происходили значительные изменения в отношении к женскому образованию. С началом реформ в период правления Мухаммада Али, особое внимание стало уделяться образованию, в том числе женскому. Видные арабские мыслители и просветители того времени, такие как Т. Хусейн и К. Амин, активно выступали за право женщин на образование. Они утверждали, что невозможно построить сильное и процветающее общество без участия образованных женщин, которые способны внести значительный вклад в развитие своей страны. Несмотря на определенные достижения, современные проблемы, с которыми сталкивается Египет в социальной и образовательной сферах, остаются актуальными.
Это по-прежнему высокая степень неграмотности среди женщин, особенно в сельских районах, где продолжают доминировать традиционные взгляды на роль женщины в обществе; гендерное неравенство в образовании, когда девочки часто получают меньше возможностей для обучения по сравнению с мальчиками. Существуют и другие социальные факторы, такие как сильное демографическое давление и экономические проблемы, которые влияют на доступность женского образования. В условиях бедности семьи часто предпочитают отправлять мальчиков в школу, а девочек — на работу или в домохозяйство. Это создает порочный круг, когда отсутствие образования у женщин приводит к низкому уровню жизни и ограниченным возможностям для будущих поколений. Тем не менее правительство Египта осознает, что доступность женского образования является одним из ключевых факторов для социально-экономического развития страны. В последние годы власти предпринимают ряд шагов, направленных на улучшение образовательной системы и расширение прав и возможностей женщин. Это включает в себя программы по повышению грамотности среди женщин, создание специальных инициатив для поддержки девочек в школах и борьбу с гендерными стереотипами. Таким образом, вопрос просвещения женщин в Египте остается важной и многогранной темой, требующей внимания и комплексного подхода.
Об авторе
О. В. МоскалецРоссия
МОСКАЛЕЦ Оксана Владимировна — канд. ист. наук, мл. науч. сотр. Центра арабских и исламских исследований
107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12
Список литературы
1. Амин К. Новая женщина. СПб., 1912. [2], XVIII, 119, [2] с.
2. Аль-Бустани Бутрус. Таʻалим ан-нисаʼ [Образование женщин]. Бейрут: Аль- Матбаат аль-касуликийа, 1929. 44 с.
3. Амин К. Освобождение женщины. Серия: «Возрождение и обновление» / под общ ред. Д. В. Мухетдинова. М.: ИД «Медина», 2021.
4. Москалец О. В. Образование как важный социокультурный фактор развития общества (на примере Египта) // Историческая психология и социология истории. 2021. Т. 14. № 2(21). С. 90–101.
5. Москалец О. В. Эволюция системы просвещения и образования в Египте в контексте социально- политических преобразований (XIX — 20-е годы XX в.): дис. … канд. ист. наук. М., 2021. 307 с.
6. Ат-Тахтави Рифаа Рафи. Аль-муршид аль-амин лил-банат ва-л-банин [Верное руководство для девочек и мальчиков]. Каир: Дар аль-китааб аль-мисрийа, 2012. 828 c.
7. Egypt in Figure. Cairo: Central Agency for Public Mobilization and Statistics, 2023. 203 p.
8. Vatikiotis P. The Modern History of Egypt. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1969. xvi, 512 p.
Рецензия
Для цитирования:
Москалец О.В. Проблемы женского образования в Египте: история и современность. Ислам в современном мире. 2024;20(4):223-242. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2024-20-4-223-242
For citation:
Moskalets O.V. Problems of Women's Education in Egypt: History and Modernity. Islam in the modern world. 2024;20(4):223-242. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2024-20-4-223-242