Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск
Том 20, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ

27-52 126
Аннотация

Настоящее исследование открывает серию статей, посвященных так называемым «Екатерининским Коранам» (1787–1796 гг.), которые были изданы в «Азиатской типографии» И. К. Шнора и стали первыми в истории печатными изданиями Корана, созданными в соответствии с исламскими нормами и традициями. Эта статья — своего рода экскурс в историю возникновения первых изданий Корана от эпохи праведного Халифата до публикаций коранического текста в Европе в XVI–XVII вв. Особое внимание в ней уделяется анализу изданий полного арабского текста Корана, предпринятых в Европе итальянскими издателями Паганино Паганини и Александро Паганини в 1537 году в Венеции, немецким лютеранским теологом Абрахамом Хинкельманом в 1694 г. в Гамбурге и итальянским ученым Людовико Мараччи в 1698 году в Падуе. Предлагаемое введение позволяет реконструировать общий контекст бытования коранического текста, а также наметить и обозначить пути дальнейшего исследования данной темы.

53-72 87
Аннотация

Настоящая публикация завершает начатую в четвёртом номере за 2023 год и продолженную в третьем номере за 2024 год формально-хадисоведческую и содержательную верификацию преданий о дани-джизйе как о мотиве Табукского похода (на девятом году хиджры). Критическому анализу подвергаются свидетельства об обложении такой данью христиан и иудеев из городов Эйлата, Азруха, Джарбы и Макны, к которым порой присоединяют жителей Азриата, Табука и Таймы. Исследование ведется в русле реформаторского дискурса, ориентированного на реконструкцию традиционной политической теологии и преодоление эксклюзивистском илитантистских интерпретаций коранического учения и пророческой миссии.

73-92 122
Аннотация

Настоящая статья призвана служить своего рода введением к публикуемому в настоящем номере переводу трактата «Соединение Деятельного разума с человеком», принадлежащего видному арабо-испанскому философу Ибн-Баджже (лат. Avempace, ум. 1139), родоначальнику перипатетической школы в Арабской Испании. В статье освещается жизненный путь и творчество философа, выделяются его основные философско-психологические концепции: учение о духовных формах; обоснование бытия Деятельного разума; теория соединения (иттисāл) человеческого разума с Деятельным разумом, а через него — с Богом; мононоистская интенция.

93-120 119
Аннотация

В настоящей публикации представлен перевод сочинения первого крупного представителя «западной» ветви мусульманской философии (фальсафы), арабо-испанского философа Абу-Бакра ибн-Баджжи (лат. Avempace, ум. 1139). Данный трактат, относящийся к последним годам жизни философа, написан как послание его другу и последователю — визирю Ибн-аль-Имаму (ум. ок. 1152). Обосновывая характерное для фальсафской фелиситологии учение о высшем счастье в этой жизни и в будущей как приобщение человеческой души к горнему, интеллектному миру (Бога и космических разумов-ангелов), Ибн-Баджжа выдвигает оригинальную концепцию о соединении (иттисāл) с Деятельным разумом (аль-‘акль аль-фа‘‘āль) — управителем подлунного мира, который отождествляется с архангелом Гавриилом и от которого получают интеллектные истины и пророки, и ученые-философы. На конечной стадии эпистемологического восхождения когнитивный субъект становится единым и с объектом, и с другими такими же субъектами. 

121-140 153
Аннотация

Обновление (тадждид) исламской образовательной системы обусловлено новыми вызовами, которые невозможно преодолеть без современных методик и их практического применения в учебном процессе. При этом переосмысление образовательного процесса может и должно затронуть самые различные теологические дисциплины, включая даже такие классические предметы, как «Толкование Корана» (тафсир).

141-164 77
Аннотация

На основе обзорно-аналитического рассмотрения ряда современных педагогических концепций, подходов и принципов в представленной статье предлагается попытка осмысления теоретико- методологических предпосылок исследования проблемы применения ресурсов электронного обучения при организации образовательной деятельности отечественных исламских образовательных учреждений высшего образования в эпоху всеобщей цифровизации. Акцентируя внимание на задачах, стоящих на текущий день перед конфессионально обусловленным образованием, автор отмечает, что глобальные изменения, происходящие в мире, существенно повлияли на специфику и содержание традиционных образовательных практик, которые сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям, в том числе концептуальным условиям полипарадигмальности научно-педагогической сферы.

ИСТОРИЯ ИСЛАМА В РОССИИ

167-184 91
Аннотация

Цель статьи — исследование содержания процесса героизации в мусульманской среде — осуществляется на гетерогенной источниковой основе. В статье на основании изучения ранее неизвестных или малоизвестных архивных документов, законодательных актов, воспоминаний мусульман или их потомков («голос ислама») рассматриваются специфические черты процесса героизации в мусульманской среде. Ракурс подачи исторического материала — с акцентом на религиозный феномен героизма. Впервые в отечественной историографии используется оптика исследования героизации применительно к тюрко-мусульманской среде, рассматриваются факторы влияния на трансформацию этого процесса: связь этнического и религиозного начал, деяния выдающихся героев-мусульман, государственная этноконфессиональная политика. Концептуально статья представляет собой анализ переплетения религиозного и этнического начал в исторической памяти и объективной реальности мусульманской части российского населения, что позволяет в дальнейшем более глубоко исследовать базовые основания пантюркизма и панисламизма. Особое внимание уделяется критериям определения героя или группы героев. Делается вывод о том, что критериями определения героев мусульманского мира являются глубокая вера в Аллаха, способность защищать эту веру вплоть до потери собственной жизни, знание основ исламского вероучения, следование нормам шариата в повседневности, воспитание детей в духе ислама. Кроме того, существует набор определенных факторов, которые содействуют закреплению в исторической памяти имен героев или, напротив, снижают их значение. Традиционное общество сохраняет память о своих героях из поколения в поколение, добавляя новые имена в процессе развития национального самосознания. Человек, любящий свою многоконфессиональную Родину, формирует свое понимание критериев героизма в зависимости от межконфессиональных взаимодействий.

185-202 90
Аннотация

Статья посвящена журналу «Ислам маджалласы» (1924–1928), который фактически являлся органом духовенства Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ). Журнал дает целостное представление о развитии уммы Европейской России в период относительной веротерпимости в годы НЭПа. Под редакторством Кашшафетдина Тарджемани «Ислам маджалласы» во многом продолжает традиции дореволюционных теологических журналов, в первую очередь — «Ад-дин ва ал-адаб». Основная тематика журнала связана с теологическим обоснованием реформ Нового времени и способами эволюции мусульман в условиях советского режима. Значительное место занимает официальная хроника органов ЦДУМ.

В журнале приводится советское законодательство и анализируется опыт взаимодействия мусульман с органами советской власти в Центре и регионах (главным образом в Татарской и Башкирской АССР). Особенностью журнала было наличие рубрики, посвященной женской тематике, в которой под руководством Мухлисы Буби разрабатывались принципы развития и сохранения мусульманской женской идентичности в советской России.

203-220 101
Аннотация

В настоящей статье исследуется, каким образом мусульманки, которые состояли в запрещенных в России исламистских организациях, объясняют свой путь к исламу, а затем и причину своей радикализации. В статье также изучается самопозиционирование мусульманок в рамках того нарратива, который был получен в ходе наших интервью с ними. В статье утверждается, что мусульманки оценивают себя как рефлексирующие субъекты, которые самостоятельно выстраивают свою биографию. Исключением, нарушившим эту субъектность, они называют вовлечение в деятельность запрещенных организаций, которое, по мнению мусульманок, состоялось под влиянием внешних причин.

ОБРАЗОВАНИЕ В АРАБО-МОСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ

223-242 112
Аннотация

В статье рассматривается одна из наиболее актуальных тем египетского общества — вопрос о просвещении женщин. С исторической точки зрения автор анализирует эволюцию женского образования в Египте начиная с XIX в. и по настоящее время. В этом контексте поднимаются важные проблемы арабо- мусульманского мира, такие как эмансипация женщин, влияние религиозных факторов на доступность женского образования, гендерное неравенство и права женщин на образование и труд. На протяжении XIX и XX вв. в Египте происходили значительные изменения в отношении к женскому образованию. С началом реформ в период правления Мухаммада Али, особое внимание стало уделяться образованию, в том числе женскому. Видные арабские мыслители и просветители того времени, такие как Т. Хусейн и К. Амин, активно выступали за право женщин на образование. Они утверждали, что невозможно построить сильное и процветающее общество без участия образованных женщин, которые способны внести значительный вклад в развитие своей страны. Несмотря на определенные достижения, современные проблемы, с которыми сталкивается Египет в социальной и образовательной сферах, остаются актуальными.

Это по-прежнему высокая степень неграмотности среди женщин, особенно в сельских районах, где продолжают доминировать традиционные взгляды на роль женщины в обществе; гендерное неравенство в образовании, когда девочки часто получают меньше возможностей для обучения по сравнению с мальчиками. Существуют и другие социальные факторы, такие как сильное демографическое давление и экономические проблемы, которые влияют на доступность женского образования. В условиях бедности семьи часто предпочитают отправлять мальчиков в школу, а девочек — на работу или в домохозяйство. Это создает порочный круг, когда отсутствие образования у женщин приводит к низкому уровню жизни и ограниченным возможностям для будущих поколений. Тем не менее правительство Египта осознает, что доступность женского образования является одним из ключевых факторов для социально-экономического развития страны. В последние годы власти предпринимают ряд шагов, направленных на улучшение образовательной системы и расширение прав и возможностей женщин. Это включает в себя программы по повышению грамотности среди женщин, создание специальных инициатив для поддержки девочек в школах и борьбу с гендерными стереотипами. Таким образом, вопрос просвещения женщин в Египте остается важной и многогранной темой, требующей внимания и комплексного подхода.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)