Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск
Том 16, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-2

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ 

27-46 324
Аннотация

Статья продолжает начатый в четвёртом номере журнала за 2019 год анализ доминирующего в традиционной политико- правовой теологии тезиса о джизйе как о дани с иноверцев, учрежденной ещё пророком Мухаммадом. Фактологическая база этого тезиса оспаривается применительно к трём парадигматическим прецедентам, на которые обычно ссылаются в обоснование учения о джизйе, — договорам Пророка с христианами города Наджран, с иудеями и христианами при Табукском походе и с маджусами- зороастрийцами Бахрейна. Обсудив в предыдущем очерке вопрос об аутентичности с формально- хадисоведческой точки зрения (т. е. в аспекте иснада) преданий о наджранской депутации, автор переходит здесь к рассмотрению этих преданий уже в содержательном плане. Исследование ведётся в русле реформаторско- модернистского дискурса.

47-56 309
Аннотация

Вопросы исследования обстоятельств, породивших дезинтеграцию и разобщенность уммы, остаются уже на протяжении длительного времени одними из самых болезненных и актуальных, стоящих перед современным арабо- мусульманским миром. Волна насилия, захлестнувшая в последние годы страны Ближнего и Среднего Востока, обострила региональные конфликты и поставила на повестку дня изучение сущностных причин этой вражды не только в реалиях XX–XXI вв., но и в исторической ретроспективе, уходящей корнями в раннее арабо- мусульманское средневековье. Известное хрестоматийное пророческое предание о расколе общины Мухаммада после его смерти на 73 секты и их пребывание в этом состоянии вплоть до Судного дня получило сегодня наглядное подтверждение. На всемирном исламском религиозном поле действует, во всяком случае, не меньше 73 различных школ и регионально- духовных центров, относящихся к разным — большим и малым — деноминациям суннитского и шиитского толка, не говоря уже о маргинальных и квазиисламских образованиях типа ИГИЛ (организация запрещена в РФ). В связи с этим критическое исследование природы внутриисламской разобщенности на материале пророческих преданий представляется актуальным и научно обоснованным.

57-68 391
Аннотация

Данная статья посвящена разъяснению гуманистического и исторического подхода Фазлура Рахмана к Корану. Пакистанский мыслитель критикует устоявшуюся в исламском мире после утвержения мутазилизма концепцию «несотворенности Корана». Он заявляет, что в ней Коран отрывается от действительной истории и жизни людей и не может стать для них подлинным духовным руководством. Автор показывает, что Рахман следует в русле неомодернистского направления в исламе и творчески сочетает идеи своих предшественников. В частности, Рахман не отрицает богооткровенности Корана, но предлагает рассматривать его в контексте исторического события откровения и учитывать ситуационность конкретной физико- акустической артикуляции айатов Пророком. Автор также отмечает, что для новой интерпретации Корана, предложенной пакистанским мыслителем, традиционные установления для верующих, в духе легализма регламентирующие жизнь чисто внешним образом, необходимо пересмотреть. Рахман также критикует атомистический подход, предполагающий отделение смысла Корана и его интерпретации от других коранических идей, и утверждает необходимость холистического подхода в герменевтике Корана. Историко- критический метод Рахмана, резюмируемый в данной статье, служит пониманию Корана в аспекте его историчности в связи с идеей о воплощении универсальных этических концептов в частном.

69-86 351
Аннотация

В статье исследуются взгляды имама аш- Шатиби на источники и развитие исламского права, как они изложены в его главном трактате Ал-мувафакат фи усул ал-фикх («Соответствия в основах шариата») — одном из ранних сочинений о целях шариата, выделяющееся на фоне других трактатов по методологии мусульманского права. Раскрыты основные методологические установки, которых придерживается аш- Шатиби, и одна из его базовых идей — объединение теоретических взглядов и иджтихада. Рассмотрен подход, предполагающий соединение метода усул (методологии мусульманского права) с макасид аш-шари‘а (целями шариата), направленный на усовершенствование выработки правовых решений. При этом показана преемственность аш- Шатиби по отношению к идеям ал- Газали и влияние, которое оказал аш- Шатиби на дальнейшее развитие правовой теории. В последнем аспекте важна концепция маслаха (блага, пользы), в значительной степени являющаяся производной от идей аш- Шатиби, ставшая впоследствии одним из важнейших элементов модернизма. В статье прослеживается связь подхода аш- Шатиби в области права с принципами исследования текста Корана. Имам аш- Шатиби способствовал сближению исламской правовой теории и толкования Корана и задал рамки тематической интерпретации. Он может считаться предшественником того, что с конца 1960-х гг. стало известно, как ат-тафсир ал-мавду‘ийй, то есть толкование, основанное на рассмотрении конкретной темы либо в одной суре, либо по всему тексту Корана. Дальнейшее развитие идей аш- Шатиби в этом направлении мы находим у египетского богослова ХХ в. Мухаммеда Абдуллы Драза. Одно из главных преимуществ герменевтики аш- Шатиби заключается в том, что она помогает преодолеть «атомизм» некоторых исследований, предпринятых правоведами и толкователями, занимавшимися преимущественно частностями Корана. В целом, изучая наследие аш- Шатиби, мы приходим к выводу о единстве и взаимосвязи между различными дисциплинами в исламской науке.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ 

89-106 316
Аннотация

Традиционная тема «Я и Другой» в свете современной политики, социологии обнаруживает новые проблемы, связанные с историей культуры разных народов. Экзистенциальные, социальные, психологические аспекты взаимосвязи Я и Другого приобретают общечеловеческое измерение, требуют для своего решения всеобщих усилий. Массовая миграция населения из стран Азии и Африки в Европу и США по-новому ставит вопросы взаимоотношения культур, религий. Перед Я возникают новые обличия Врага, что требует пересмотра ставших привычными ценностей, в том числе нового видения места человека в социуме, природе, значимости его научных достижений.

107-122 378
Аннотация

Во второй части статьи* автор продолжает рассмотрение состояния исследований творчества Абу Хамида ал- Газали (1058–1111) в советский и постсоветской периоды истории нашей страны. Здесь разбираются основные подходы, сложившиеся в российском исламоведении в кон. XX в. — нач. XXI в., к изучению письменного наследия этого крупнейшего мусульманского мыслителя, теолога и правоведа. Показано, что в данный период в рамках отечественного исламоведения был осуществлен комплексный анализ онтологических, гносеологических и этических концепций ал- Газали. Рассмотрены итоги изучения российскими исламоведами его социально- политических взглядов. Показаны конкретные достижения российских исследователей в анализе логических идей у ал- Газали. Указаны перспективные направления дальнейших исследований в области газалиеведения.

123-136 333
Аннотация

В статье рассматриваются политические взгляды известного персидского мыслителя и государственного деятеля Низам ал- Мулка, выраженные в его главном произведении, трактате «Сиасет-намэ» («Книга о правлении»). Дается краткая характеристика исторической ситуации, в которой проходила жизнь мыслителя, затем описывается структура и общая логика трактата, которому посвящено данное исследование. Раскрываются основные источники политических воззрений Низам ал- Мулка. Утверждается, что политика для него неразрывно связана с практикой и не сводится к набору некоторых теоретических положений. Основываясь на личном опыте и подкрепляя свои идеи конкретными примерами, Низам ал- Мулк создает идеал правителя и дает рекомендации, которым тот должен следовать для укрепления власти и поддержания силы государства. При этом с исторической точки зрения Низам ал- Мулк стремится воссоздать во всей империи традиционную иранскую политическую структуру. В частности, он ратует за грамотный подход к вопросам управления государством, предполагающий хорошую информированность правителя, внимание к экономическим проблемам и вопросам религиозного воспитания и образования. Всем трем аспектам мыслитель уделяет большое внимание в своей работе. В статье мы говорим о том, как эти идеи были реализованы Низам ал- Мулком на практике, в предпринятых им попытках создания информационной службы (диван-и барид), реорганизации финансовой системы Сельджукской империи, в виде системы медресе. В статье также обсуждается, почему некоторые идеи Низам ал- Мулка (касающиеся главным образом экономического развития) не нашли воплощения или же их реализация привела к негативным последствиям.

ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН И НАРОДОВ 

139-158 338
Аннотация

В статье рассматривается история формирования и развития культурных ландшафтов двух самых крупных городских татарских общин дореволюционной России — казанской и астраханской. И Астрахань, и Казань — это два центра тюрко- татарского мира, городская цивилизация в которых развивалась еще в период Золотой Орды, ставших после ее распада столицами самостоятельных татарских государств- ханств и оказавшихся в середине XVI в. в составе Российского государства. Татарское население Астрахани и Казани в российский период стало неотъемлемой составной частью городского социума. Во второй половине XVIII — начале ХХ в. в обоих городах образовались татарско- мусульманские общины, которые располагались на обособленной территории, имели свое культурно- национальное своеобразие и население, стремившееся сохранять и развивать свою этноконфессиональную идентичность. Все эти обстоятельства сформировали особый культурный ландшафт татарской слободы в границах губернских российских городов в период Нового времени.

159-180 336
Аннотация

Предметное поле данной статьи, посвященой проявлению исламского фактора в социально- политической жизни Великобритании, локализуется в границах Шотландии. Авторы подчеркивают особый (отличающийся от других регионов Великобритании) характер взаимодействия мусульманского этноконфессионального меньшинства с коренным населением Шотландии. Наибольшее внимание уделяется вопросам идентичности шотландских мусульман. В статье подчеркивается, что Шотландия демонстрирует свои выигрышные позиции для мусульман благодаря развитию инклюзивной идентичности. Авторы делают прогностический вывод о том, что Шотландия будет сохранять политику утверждения единых гражданских ценностей, обеспечивающих плюрализм различных социокультурных сообществ. По мнению авторов, будущее Шотландии — это постэтническое, транскультурное социально- политическое государственно организованное пространство, в котором общебританская напряженность между мусульманами и немусульманами постепенно будет уменьшаться, а шотландская традиция равенства и социальной справедливости укрепится.

181-202 709
Аннотация

Статья посвящена изучению мусульманской общины Соединенных Штатов Америки исходя из актуальных общественно- политических процессов, протекающих в стране в настоящее время, в том числе исходя из назревших вопросов гармоничной интеграции мусульман- американцев в окружающий социум, поиска приемлемого соотношения религиозного и светского, требований ислама и стандартных демократических ценностей. Особое внимание уделено проблемам самопозиционирования приверженцев ислама, в том числе их политическому поиску, попыткам приобрести весомый голос в ходе важнейших политических событий (особенно во время избирательных кампаний). В статье анализируются такие аспекты жизнедеятельности мусульман, как специфика их взаимодействия с представителями других конфессий, столкновение с фактами дискриминации и исламофобии, религиозное мировоззрение темнокожих мусульман. Проблемному дискурсу в статье уделяется ключевое внимание. Используя методы анализа, индукции, а также методы включенного полевого наблюдения, автор не только освещает современную картину жизни американца- мусульманина XXI века, но и формулирует ключевые выводы и прогнозы относительно его будущего в стремительно меняющемся мультикультурном американском обществе с учетом настроений, царящих в общине. Первая часть статьи посвящена общему изучению мусульманской группы США: популяция, пути прироста численности мусульман, вопросы консолидации последователей ислама при возникновении общих для «братьев по вере» проблем (например, духовного поиска, взаимодействия с окружающими, формирования политических предпочтений), а также положение мусульман в условиях политического давления (на примере концепций «демократического халифата» и «ислам — политическая идеология»).

ИСЛАМ И ОБРАЗОВАНИЕ 

205-218 305
Аннотация

В статье рассматривается применение информационнокоммуникационных технологий в подготовке специалистов c углубленным знанием истории и культуры ислама на Восточном факультете СанктПетербургского государственного университета на примере онлайн- курса «Ислам: история, культура, практика». Этот курс используется как студентами для закрепления и углубления полученных знаний в рамках учебного процесса, так и широкой аудиторией для знакомства с основами ислама и понимания особенностей бытования этой религии. Кроме того, в статье поднимается вопрос о перспективах применения массовых открытых онлайн- курсов в системе российского образования, поскольку дистанционное и электронное обучение постепенно становится дополнением к традиционным его формам, и активное производство онлайн- курсов позволяет говорить об их использовании для повышения компетентности обучающегося, модернизации учебного процесса, популяризации научного знания и увеличения целевой аудитории.

ПЕРЕВОДЫ 

221-240 529
Аннотация

В данной работе представлен перевод фрагмента из сочинения видного арабо- мусульманского философа Ибн Рушда (Аверроэса, ум. 1198) — комментарии к пятой главе третьей книги аристотелевского трактата «О душе». Изложенное в этом трактате учение об интеллекте, лапидарное и допускающее амбивалентные интерпретации, в мусульманской философии (фалсафа) было развито во многих направлениях, обретя новые измерения — онтологическое, космологическое, профетологическое, эсхатологическое. В Большом комментарии, относящемся к зрелому периоду творчества Аверроэса, окончательно оформились его фундаментальные ноологические идеи, прежде всего концепция о единстве и вечности общечеловеческого интеллекта. Известная впоследствии как мононоизм, эта концепция породила горячие споры в европейской культуре и стала знаковой для последователей мыслителя — латинских аверроистов.

МОЛОДЫЕ ГОЛОСА 

243-255 404
Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей жизни народа сахрави, который по причине конфликта в Западной Сахаре с 1970-х гг. проживает в лагерях беженцев в вилайете Тиндуф в Алжире. Процесс политического урегулирования западносахарского вопроса де-факто приостановлен, однако ситуация в лагерях беженцев сахрави остается нестабильной и требует новых решений и международной кооперации. В статье изложена история появления лагерей беженцев в Тиндуфе и рассмотрены существующие механизмы международной помощи сахрави. Приведен анализ деятельности организаций и учреждений системы ООН в Тиндуфе и представлены ежегодные мероприятия по поддержке сахрави в рамках кинофестиваля FiSahara. Особый акцент сделан на роли ислама в обществе сахрави. Показано, что руководство непризнанной Сахарской Арабской Демократической Республики (фронт ПОЛИСАРИО) в политических целях создает образ секулярного сообщества сахрави для преодоления исламофобии и получения гуманитарной помощи от широкого спектра неправительственных организаций, в том числе христианских и светских. При этом подлинная религиозная составляющая жизни беженцев скрыта от международного сообщества.

РЕЦЕНЗИИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)