Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск
Том 13, № 3 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-3

ИЗ ИСТОРИИ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИСЛАМЕ 

25-36 577
Аннотация

История всех времен и народов свидетельствует о том, что в кризисные периоды, сопровождающиеся протестными настроениями, в обществе получают распространение революционные, традиционалистские и реформаторские идеи. Сложившаяся в наши дни ситуация в мусульманском мире (аналогичное положение дел наблюдается и во многих других цивилизационных ареалах), заставляет обратиться к поучительной истории жизни и творчества выдающегося поэта-философа, общественного деятеля Мухаммада Икбала. Эволюция взглядов Икбала позволяет оценивать его как «поэта завтрашнего дня».

 

37-46 419
Аннотация

Мусульманские социалистические взгляды М. Вахитова формируются под влиянием революционных событий 1905–1907 гг. После Февральской революции 1917 г. он вернулся в Казань после обучения в С.-Петербурге, где стал центральной фигурой в социал-демократическом движении. Вахитов организовал и возглавил в начале апреля 1917 года Мусульманский социалистический комитет, который проводил политику в русле социал-демократического движения. 7 августа после взятия Казани белыми Вахитов был схвачен и 19 августа расстрелян по приговору военно-полевого суда при невыясненных до конца обстоятельствах.

 

47-66 584
Аннотация

Статья посвящена крупнейшему неомодернистскому мыслителю Индонезии — Нурхолису Маджиду (1939–2005). Рассматривается его контекстуальный подход к Корану, понимание им универсального и относительного измерений ислама, его взгляды на социальное устройство, понимание им универсальной этики, а также его взгляды на суфизм и перенниалистскую школу. В статье показывается, что творчество Маджида может быть охарактеризовано как сочетание исламского традиционализма и модернизма и не лишено актуальности для современной исламской мысли.

 

67-82 428
Аннотация

Уже более тысячи лет университет ал-Азхар является центром исламской интеллектуальной и образовательной деятельности. Мусульмане, получившие образование в Ал-Азхар, расширили влияние Египта далеко за его пределами. В статье отражены основные этапы реформирования этого знаменитого на Арабском Востоке университета в XIX – начале XX в. Во время британского колониального правления Египтом подконтрольное государству образование было структурировано, чтобы служить британским интересам. В начале ХХ в. университет ал-Азхар становится сосредоточием реформистских взглядов в исламе, в основном под влиянием идей Мухаммада Абдо, который вел здесь активную преподавательскую деятельность.

 

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ 

85-102 589
Аннотация

Освещается фундаментальное для мусульманской философии (фалсафа) учение о единстве разума/философии и веры/ религии, в рамках которого Ибн-Рушд (Аверроэс, 1126–1198) разработал оригинальную концепцию об аллегорической интерпретации Корана. Изложенные в рамках этого подхода идеи имеют особую актуальность для современной реформаторско-модернистской мысли.

 

ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН 

105-114 653
Аннотация

В статье содержится обзор сведений по одному из предполагаемых предшественников Второго мусульманского прихода города Москвы — урочищу Дербентское в Белом городе. Автор считает этот топоним производным от дагестанского города Дербент и приводит доказательства, что его могли оставить после себя средневековые посольства из кавказских государственных образований XV–XVII веков по аналогии с другими посольскими резиденциями (Крымский, Ногайский, Литовский, Английский дворы и др.). В источниках XV–XVII веков Дербент выступает в качестве ключевой точки торговых и дипломатических контактов Московского государства с государствами Кавказа.

 

115-136 547
Аннотация

Статья посвящена истории Казани от революции в марте 1917 г. до провозглашения Автономной Татарской Советской Социалистической Республики 27 мая 1920 г. Анализируется процесс организации власти в городе в период революции 1917 г., а затем и первых лет советского режима. За эти три года большевики сумели получить монопольный контроль над Казанью и губернией. Мусульманское татарское движение было вынуждено встроиться в революционный процесс хотя бы для частичного осуществления своих целей, что привело к провозглашению ограниченной территориальной автономии.

 

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ 

139-158 380
Аннотация

Статья рассматривает возвращение ислама в публичную сферу на микроуровне отдельной мусульманской общины бывшего колхоза в Северном Дагестане. Наиболее серьезным последствием распада советско-колхозной системы стало деление прежде единой общины на два обособленных джама‘ата: в горах и на плоскости. Выход ислама в сферу общественной жизни в 1990-е гг. вызвал поляризацию дагестанского общества, расколовшегося на несколько противоборствующих фракций традиционалистов и салафитов. При этом большая часть джама‘ата ситуативно меняет религиозную ориентацию, примыкая то к одной, то к другой фракции.

 

159-170 432
Аннотация

Статья посвящена изучению духовных связей мусульман Пермского края с традицией ишанизма, которая в Волго-Уральском регионе в целом и в Пермском крае в частности широко распространилась благодаря деятельности одного из наиболее известных ишанов — Зайнуллы Расулева (1833–1917) и его последователей. Извлеченное из архива следственное «Дело антисоветской организации ишанизма» 1948 г. позволило обратиться к выяснению дальнейших судеб мусульман, арестованных и осужденных как приверженцы ишанизма. Для верификации протоколов допросов и обвинительных документов были записаны устные интервью, взятые у людей, чья память сохранила воспоминания о тех событиях и их участниках.

 

 

171-182 423
Аннотация

В статье раскрывается суфизм как сугубо внутриисламское явление и как путь духовного развития мусульман. Кроме того, в работе подчеркивается положительное влияние данного направления ислама на процесс обеспечения социальной стабильности и культуры конфессионального взаимодействия в дагестанском обществе.

 

 

183-192 380
Аннотация

В статье речь идет о проблемах комплектования штатов военного духовенства, в частности мусульманского. Впервые структура управления военными священнослужителями в системе Главного управления по работе с личным составом Министерства обороны РФ приводится не в специализированном военном издании. Исследуются аргументы в пользу необходимости военных имамов в Российской армии. Предлагаются пути решения проблемы по привлечению кадров из числа священнослужителей-мусульман. Выводы статьи основаны на сведениях, полученных в ходе глубинного интервьюирования должностных лиц Министерства обороны РФ по работе с верующими военнослужащими.

 

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 

195-204 470
Аннотация

В статье описывается ряд реконструированных на основе хадисов представлений пророка Мухаммада об обстоятельствах взаимодействия со сверхъестественными существами. Эти представления обнаруживают себя в таких действиях Пророка, как закутывание во время ниспослания откровений, ношение одежды наизнанку во время исполнения ритуала, отказ от определенных видов пищи и др. Такого рода практики в значительной степени отражают древнеаравийские воззрения на поведение человека, контактирующего с потусторонними силами. Они также могут быть сопоставлены с аналогичными ритуалами, относящимися к другим культурам.

 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)