ИЗ ИСТОРИИ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИСЛАМЕ
История всех времен и народов свидетельствует о том, что в кризисные периоды, сопровождающиеся протестными настроениями, в обществе получают распространение революционные, традиционалистские и реформаторские идеи. Сложившаяся в наши дни ситуация в мусульманском мире (аналогичное положение дел наблюдается и во многих других цивилизационных ареалах), заставляет обратиться к поучительной истории жизни и творчества выдающегося поэта-философа, общественного деятеля Мухаммада Икбала. Эволюция взглядов Икбала позволяет оценивать его как «поэта завтрашнего дня».
Мусульманские социалистические взгляды М. Вахитова формируются под влиянием революционных событий 1905–1907 гг. После Февральской революции 1917 г. он вернулся в Казань после обучения в С.-Петербурге, где стал центральной фигурой в социал-демократическом движении. Вахитов организовал и возглавил в начале апреля 1917 года Мусульманский социалистический комитет, который проводил политику в русле социал-демократического движения. 7 августа после взятия Казани белыми Вахитов был схвачен и 19 августа расстрелян по приговору военно-полевого суда при невыясненных до конца обстоятельствах.
Статья посвящена крупнейшему неомодернистскому мыслителю Индонезии — Нурхолису Маджиду (1939–2005). Рассматривается его контекстуальный подход к Корану, понимание им универсального и относительного измерений ислама, его взгляды на социальное устройство, понимание им универсальной этики, а также его взгляды на суфизм и перенниалистскую школу. В статье показывается, что творчество Маджида может быть охарактеризовано как сочетание исламского традиционализма и модернизма и не лишено актуальности для современной исламской мысли.
Уже более тысячи лет университет ал-Азхар является центром исламской интеллектуальной и образовательной деятельности. Мусульмане, получившие образование в Ал-Азхар, расширили влияние Египта далеко за его пределами. В статье отражены основные этапы реформирования этого знаменитого на Арабском Востоке университета в XIX – начале XX в. Во время британского колониального правления Египтом подконтрольное государству образование было структурировано, чтобы служить британским интересам. В начале ХХ в. университет ал-Азхар становится сосредоточием реформистских взглядов в исламе, в основном под влиянием идей Мухаммада Абдо, который вел здесь активную преподавательскую деятельность.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ
Освещается фундаментальное для мусульманской философии (фалсафа) учение о единстве разума/философии и веры/ религии, в рамках которого Ибн-Рушд (Аверроэс, 1126–1198) разработал оригинальную концепцию об аллегорической интерпретации Корана. Изложенные в рамках этого подхода идеи имеют особую актуальность для современной реформаторско-модернистской мысли.
ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ МУСУЛЬМАН
В статье содержится обзор сведений по одному из предполагаемых предшественников Второго мусульманского прихода города Москвы — урочищу Дербентское в Белом городе. Автор считает этот топоним производным от дагестанского города Дербент и приводит доказательства, что его могли оставить после себя средневековые посольства из кавказских государственных образований XV–XVII веков по аналогии с другими посольскими резиденциями (Крымский, Ногайский, Литовский, Английский дворы и др.). В источниках XV–XVII веков Дербент выступает в качестве ключевой точки торговых и дипломатических контактов Московского государства с государствами Кавказа.
Статья посвящена истории Казани от революции в марте 1917 г. до провозглашения Автономной Татарской Советской Социалистической Республики 27 мая 1920 г. Анализируется процесс организации власти в городе в период революции 1917 г., а затем и первых лет советского режима. За эти три года большевики сумели получить монопольный контроль над Казанью и губернией. Мусульманское татарское движение было вынуждено встроиться в революционный процесс хотя бы для частичного осуществления своих целей, что привело к провозглашению ограниченной территориальной автономии.
ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ
Статья рассматривает возвращение ислама в публичную сферу на микроуровне отдельной мусульманской общины бывшего колхоза в Северном Дагестане. Наиболее серьезным последствием распада советско-колхозной системы стало деление прежде единой общины на два обособленных джама‘ата: в горах и на плоскости. Выход ислама в сферу общественной жизни в 1990-е гг. вызвал поляризацию дагестанского общества, расколовшегося на несколько противоборствующих фракций традиционалистов и салафитов. При этом большая часть джама‘ата ситуативно меняет религиозную ориентацию, примыкая то к одной, то к другой фракции.
Статья посвящена изучению духовных связей мусульман Пермского края с традицией ишанизма, которая в Волго-Уральском регионе в целом и в Пермском крае в частности широко распространилась благодаря деятельности одного из наиболее известных ишанов — Зайнуллы Расулева (1833–1917) и его последователей. Извлеченное из архива следственное «Дело антисоветской организации ишанизма» 1948 г. позволило обратиться к выяснению дальнейших судеб мусульман, арестованных и осужденных как приверженцы ишанизма. Для верификации протоколов допросов и обвинительных документов были записаны устные интервью, взятые у людей, чья память сохранила воспоминания о тех событиях и их участниках.
В статье раскрывается суфизм как сугубо внутриисламское явление и как путь духовного развития мусульман. Кроме того, в работе подчеркивается положительное влияние данного направления ислама на процесс обеспечения социальной стабильности и культуры конфессионального взаимодействия в дагестанском обществе.
В статье речь идет о проблемах комплектования штатов военного духовенства, в частности мусульманского. Впервые структура управления военными священнослужителями в системе Главного управления по работе с личным составом Министерства обороны РФ приводится не в специализированном военном издании. Исследуются аргументы в пользу необходимости военных имамов в Российской армии. Предлагаются пути решения проблемы по привлечению кадров из числа священнослужителей-мусульман. Выводы статьи основаны на сведениях, полученных в ходе глубинного интервьюирования должностных лиц Министерства обороны РФ по работе с верующими военнослужащими.
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
В статье описывается ряд реконструированных на основе хадисов представлений пророка Мухаммада об обстоятельствах взаимодействия со сверхъестественными существами. Эти представления обнаруживают себя в таких действиях Пророка, как закутывание во время ниспослания откровений, ношение одежды наизнанку во время исполнения ритуала, отказ от определенных видов пищи и др. Такого рода практики в значительной степени отражают древнеаравийские воззрения на поведение человека, контактирующего с потусторонними силами. Они также могут быть сопоставлены с аналогичными ритуалами, относящимися к другим культурам.
ISSN 2618-7221 (Online)