Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Несколько слов о понимании принципа тавхид в исмаилизме

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-27-40

Полный текст:

Аннотация

В статье поднят вопрос о понимании принципа тавхид в исмаилитском философском дискурсе. Исмаилитские философы отстаивали абсолютную трансцендентность Бога и Его неописуемость. Вместе с тем они не могли обойти вниманием проблему взаимосвязи единственного и единого начала и множественности сотворенного мира. В статье изложено понимание единого и единственного Бога в исмаилизме, проанализирована проблема взаимосвязи единого и множественного в рамках парадигмальных пар арабо- мусульманской философии — «явное‒скрытое» и «основа‒ветвь». Нельзя назвать Бога Первоначалом, иначе необходимо будет признать, что Он зависим и обусловлен своим следствием, а это умаляет Его. Бог, согласно представлениям исмаилизма, обладает лишь одним «истинным» атрибутом — «оностью», которая и образует требуемую номинальную множественность и «переход» от трансцендентного Бога к познаваемому множественному миру. Именно «оность» Бога дает импульс для появления Первопричины — повеления Бога «Будь!», — которая одновременно является и собственным следствием. Объединяя в себе причину и следствие, повеление Бога обладает абсолютной полнотой. Следствие Первопричины — это Всеобщий Разум, который, по сути своей, и является точкой отсчета в системе координат всего мироздания. Человеческий разум по своим способностям идентичен Всеобщему Разуму, а потому способен понять и объяснить лишь то, что лежит в пределах Всеобщего Разума. Таким образом, Бог выведен исмаилитскими философами из сферы рационального обоснования и непротиворечивого объяснения. Вниманию читателя также впервые на русском языке предлагается комментированный перевод отрывка из трактата исмаилитского философа XI в. Насира Хусрава «Шесть глав» (Шиш фасл) — глава «О познании тавхид».

Об авторе

Т. Г. Корнеева
Институт философии РАН
Россия

КОРНЕЕВА Татьяна Георгиевна — канд. филос. наук, науч. сотр.

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1


Конфликт интересов:

нет



Список литературы

1. Арабзода И. Исмаилитская философия Насира Хусрава: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Душанбе, 1998. 42 с.

2. Аристотель. Метафизика / пер. с греч. П. Д. Первова, В. В. Розанова. М.: Ин-т философии, теологи и истории св. Фомы, 2006. 232 с.

3. Насир-и Хусрав. Раушанаи-нама («Книга просветления»). Вступление. Глава в назидание. Бейты 1–162 / пер. с перс. Н. И. Пригариной, М. А. Шакарбековой // Ишрак: ежегодник исламской философии: 2013. № 4. М.: Вост. лит., 2013. С. 333–344.

4. Смирнов А. В. Словарь категорий и понятий. Арабская традиция // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 346–382.

5. Смирнов А. В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. 712 с.

6. Ал- Кирмани, Хамид ад-дин. Успокоение разума (Рахат ал-акл) / введ., пер. с араб. и коммент. А. В. Смирнова. М.: Ладомир, 1995. 510 с.

7. Walker E. Paul. An Ismā‘īlī Answer To The Problem Of Worshiping The Unknowable, Neoplatonic God // Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. Vol. 4. Мoscow, 2013. Pp. 186–198.

8. Насир Хусрав. Гушайиш ва рахайиш. London: I. B. Tauris & Co Ltd., 1999. 92 с. (на перс. яз.)

9. Насир Хусрав. Зад ал-мусафирин («Припас путников»). Тегеран: Асатир, 1391 г. х. 544 с. (на перс. яз.)

10. Насир Хусрав. Шиш фасл [Шесть глав]. Кахира: ал- Катиб ал-мисри, 1948. 47 с. (на перс. яз.)


Рецензия

Для цитирования:


Корнеева Т.Г. Несколько слов о понимании принципа тавхид в исмаилизме. Ислам в современном мире. 2021;17(4):27-40. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-27-40

For citation:


Korneeva T.G. On Understanding of Tawhid in Isma‘ilism. Islam in the modern world. 2021;17(4):27-40. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-27-40

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)