Формирование и деятельность шиитских сообществ Москвы в постсоветский период


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-2-141-160

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена изучению жизни мусульман-шиитов, выходцев из Закавказья, Южной Азии, юга Дагестана, которые обосновались на территории Московского региона в постсоветский период вследствие трудовых и/или политических миграций. Исследование основано на полевых материалах автора 2017–2021 гг. Выделены три основных этапа становления шиитских сообществ Москвы: сложение шиитских групп в 1990-е гг. благодаря деятельности отдельных активистов; устойчивое развитие в 2000-е годы; полноценное автономное существование с 2010 г. В статье показано, что к настоящему времени шииты в Москве не стали единым целым — сообщества, представляющие различные этнические группы, независимы друг от друга и развиваются параллельно, особняком стоят неофиты. Структура и социальные отношения в шиитских общинах во многом воспроизводят системы общественного устройства на родине переселенцев, при этом сохраняется разделение по региональным и земляческим границам. Политические события и потрясения в странах исхода способствуют активизации национальных и этнических чувств московских шиитов, при этом они могут разделяться по тем или иным политическим взглядам. На религиознуюжизнь шиитских сообществ Москвы оказывается идеологическое воздействие со стороны Ирана. Однако это влияние неравномерно и неоднозначно, оно нивелируется исторически сложившимся недоверием некоторых шиитских групп к политике этой страны. В целом к настоящему времени у шиитских сообществ выстроены межгосударственные религиозные связи, которые вкупе с устоявшейся внутренней структурой и достигнутым статусом позволяют продолжить их автономное развития в Московском регионе.

Об авторе

Э. М. Сеитов
Институт этнологии антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
Россия

СЕИТОВ Эрик Мусаевич – cтажер-исследователь, аспирант

119334, г. Москва, Ленинский пр-т., 32А



Список литературы

1. Гибадуллин И. Р. Шиизм в России: поиск адекватной модели самоутверждения в общем контексте российской уммы // Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве: сб. статей международной конференции. Казань: Казан. ун-т, 2014. С. 67–88.

2. Ibrahimi Niamatullah. The Hazaras and the Afghan State. Rebellion, Exclusion and the Struggle for Recognition. Oxford University Press, 2017. Xviii, 285 р.

3. Попков В. Д. Сообщество афганских мигрантов в Москве: вопросы структуры и идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 6. № 2. С. 150–164.

4. Филин Н. А. История становления института религиозного наставничества в шиизме // Власть. 2016. Т. 24. № 12. С. 174–176.

5. Юнусов А. Азербайджанцы в России — смена имиджа и социальных ролей // Россия и мусульманский мир: бюллетень реферативноаналитической информации. 2006. № 2(164). С. 80–96.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сеитов Э.М. Формирование и деятельность шиитских сообществ Москвы в постсоветский период. Ислам в современном мире. 2021;17(2):141-160. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-2-141-160

For citation: Seitov E.M. Moscow Shi‘ite Communities in the Post-Soviet Period. Islam in the modern world. 2021;17(2):141-160. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2021-17-2-141-160

Просмотров: 731

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)