Татарская философия: общее и особенное (Средневековье)


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-3-81-92

Полный текст:


Аннотация

Татарская философия имеет многовековую историю и восходит к предкам татар — волжским булгарам, которые впервые заложили основы философского знания еще в Средневековье, а именно в X в. Средневековая татарская литература Х — третьей четверти XVIII в. составляет одну из основ татарской общественно- философской мысли. В числе ее первых представителей имена таких всемирно известных поэтов, как А. Йасави (ХII в.), Кул Гали (ХIII в.), Кутб (ХIV в.), С. Сараи (ХIV в.), Мухамедьяр (ХVI в.). Эти тюрко- татарские средневековые мыслители использовали в своих сочинениях не только светские сюжеты, но и суфийские мотивы арабо- мусульманской философии. Социально- этическая, поэтическая, дидактическая проблематика произведений вышеназванных авторов свидетельствует об общетюркском влиянии, а религиозно- философское содержание их трудов — об арабомусульманском. Большинство сочинений татарских мыслителей Х–ХVIII вв. носит синкретический характер. Они в одно и то же время являются и высокохудожественными литературными произведениями, и книгами по этике, и сочинениями, раскрывающим философские взгляды татарских мыслителей.

Об авторе

А. Н. Юзеев
Казанский филиал Российского государственного университета правосудия
Россия

ЮЗЕЕВ АйдарНилович — д-р филос. наук, проф., зав. каф. социально- гуманитарных дисциплин

420088, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, 2-я Азинская ул., д. 7а 



Список литературы

1. Альгар Хамид. Последний накшбандийский шейх Волго- Уральского региона / Татарстан.1995. № 7–8. С. 102–108.

2. Марджани Ш. Вафийат ал-аслаф ва тахийат ал-ахлаф. Т. 6. Л. 212б-213а.

3. Марджани Ш. Вафийат ал-аслаф ва тахийат ал-ахлаф. Т. 6. Л. 343а.

4. Архив Института языка, литературы и искусства АНТ. Коллекция № 99. Д. № 295, 23.

5. Архив Института языка, литературы и искусства АНТ. Коллекция № 99. Оп. 1. Д. № 142.

6. Togan A. Z. Ibn Fadlan’s Reisebericht. Leipzig: Kommissionsverlag F. A. Brockaus. XXXIV, 1939. 336 p.

7. Гордлевский А. В. Баха-уд-дин Накшбенд бухарский (к вопросу о наслоениях в исламе) / Сергею Федоровичу Ольденбургу к пятидесятилетию научно- общественной деятельности 1882–1932. Л., 1934. С. 147–169.

8. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн- Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков: Издательство Харьковского университета, 1956. 345 с.

9. Халикова Е. А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X — начала XIII в. Казань: Издательство Казанского университета, 1986. 159 с.

10. История таджикского народа. Т. 2. Кн. 1. М.: Изд-во вост. лит., 1964. 492 с.

11. Таджаддин ал- Булгари. Большой тирйак / изд. текста, пер. с араб., коммент. А. Б. Халидова. Казань: Таткнигоиздат, 1997. 52 с.

12. Туркият маджмугасы. II дж. Истамбул, 1928. 411 б.

13. Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. 1 дж. Казан: Б. Л. Домбровский тип., 1897. 254 б.

14. Мухаммедьяр. Тохфа-и мардан. Нуры содур. Казан: Таткитнэшр, 1966. 150 б.

15. Институт востоковедения АН Республики Узбекистан. Рук. № 1154б.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Юзеев А.Н. Татарская философия: общее и особенное (Средневековье). Ислам в современном мире. 2020;16(3):81- 92. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-3-81-92

For citation: Yuzeev A.N. Tatar Philosophy (General and Special Traits — The Middle Ages). Islam in the modern world. 2020;16(3):81- 92. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-3-81-92

Просмотров: 50

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)