Об аутентичности Наджранского договора о джизйе: содержательный анализ текста


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-3-27-47

Полный текст:


Аннотация

Настоящая публикация — третья в серии статей, посвященных доминирующему в традиционной мусульманской политико- правовой теологии тезису о джизйе как о дани с иноверцев, учреждённой ещё пророком Мухаммадом. В первой публикации был проанализирован вопрос об аутентичности, с формально- хадисоведческой точки зрения (т. е. в аспекте иснада), преданий о наджранских депутациях к Пророку, частично и о договоре с христианами Наджрана; во второй этот вопрос рассматривался уже в содержательном плане, применительно к составу христианской депутации. Очередная статья продолжает указанный содержательный анализ, но уже в отношении текста договора о джизйе. Исследование ведётся в русле реформаторской ориентации на раскрытие толерантно- плюралистической интенции пророческого ислама.

Об авторе

Т. К. Ибрагим
Институт востоковедения РАН
Россия


Список литературы

1. [Абу Дауд]. Сунан Аби- Дауд. Т. 4. Дамаск–Бейрут: Дар ар- Рисала ал-‘алaмиййа, 2009. 716 с.

2. Абу Йусуф. Китаб ал- Харадж. Бейрут: Дар ал- Ма‘рифа, 1979. 244 с.

3. Абу Йусуф. Китаб ал- Харадж / пер. с араб. и коммент. А. Э. Шмидта; супракоммент. к пер. А. С. Богомолова; подготовка к изд., вступ. ст. и указ. А. А. Хисматулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. xxxiii, 415 с.

4. Абу ‘Убайд. Китаб ал- Амвал. Бейрут- Каир: Дар аш- Шурук, 1989. 807 с.

5. Ал- Амили. Васа’ил аш-ши‘а. Т. 11. Бейрут: Дар Ихйа’ ат-турас ал-‘араби, 1991. 603 с.

6. Ал- Аскалани. Такриб ат- Тахзиб. Алеппо: Дар ар- Рашид, 1991. 788 с.

7. Ал- Аскалани.Тахрир Такриб ат- Тахзиб. Т. 1–4. Бейрут: Му’ассасат ар- Рисала, 1997. 438, 450, 448, 460 с.

8. Ал- Байхаки. Дала’ил ан-нубувва. Т. 5. Бейрут: Дар ал- Кутуб ал-‘илмиййа, 1985. 418 с.

9. Ал- Балазури. Футух ал-булдан. Т. 1. Бейрут: Му’ассасат ал- Ма‘ариф, 1987. 768 с.

10. Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1. М.: Наука, 1989. 312 с.

11. [Ал- Бухари]. Сахих ал- Бухари. Дамаск- Бейрут: Дар Ибн Касир; 2002.1944 с.

12. Ал- Джассас. Ахкам ал- Кур’ан. Т. 2. Бейрут: Дар Ихйа’ ат-турас ал-‘араби, 1992. 376 с.

13. Ибн Абу Шайба. Ал- Мусаннаф. Т. 13. Каир: ал- Фарук ал-хадиса, 2008. 472 с.

14. Ибн ал- Джаузи. Ал- Вафа би-ахвал ал- Мустафа. Т. 1. Эр- Рияд: алМу’ассаса ас- Са‘идиййа, 1976. 531 с.

15. Ибн ал- Каййим. Хидайат ал-хайара. Каир: ал- Мактаба ал- Каййима, 1987. 295 с.

16. Ибн ал- Каййим. Ахкам ахл аз-зимма. Т. 1–2 (сквоз. нумерация). Даммам: Рамади ли-н-нашр, 1997. 1748 с.

17. Ибн Атыиййа. Ал- Мухаррар ал-ваджиз. Т. 1. Бейрут: Дар ал- Кутуб ал-‘илмиййа, 2001. 566 с.

18. Ибн Занджавайх. Китаб ал- Амвал. Т. 1–3 (сквозная нумерация). ЭрРияд: Марказ ал-малик Файсал, 1986. 1430 с.

19. Ибн Раджаб. Ал- Истихрадж ли-ахкам ал-харадж. Бейрут: Дар алКутуб ал-‘илмиййа, 1985. 159 с.

20. Ибн Сад. Китаб ат- Табакат ал-кабир. Т. 1. Каир: Мактабат ал- Ханджи, 2001. 445 с.

21. [Ибн Ханбал]. Муснад ал-имам Ахмад ибн Ханбал. Т. 3, 43. Бейрут: Му’ассасат ар- Рисала, 2001. 526, 458 с.

22. Ибн Шаба. Тарих ал- Мадина. Т. 1–4 (сквозная нумерация). Джидда: Х. М. Ахмад, 1979. 1396 с.

23. Ибрагим Т. К. Джизйа как постпророческий институт: хадисоведческий анализ преданий о договоре с христианами Наджрана // Ислам в современном мире. 2019. Т. 15. № 4. С. 130–131.

24. [Ал- Йакуби]. Тарих ал- Йа‘куби. Т. 1. Бейрут: Шарикат ал- А‘лами ли-л-матбу‘ат, 2010. 459 с.

25. Ал- Карлани. Ал- Кифайа фи шарх ал- Хидайа. Т. 7. Бейрут: Дар алКутуб ал-‘илмиййа, 2019. 520 с.

26. Ал- Касани. Бада’и‘ ас-сана’и‘. Т. 9. Бейрут: Дар ал- Кутуб ал-‘илмиййа, 2003. 552 с.

27. Колесников А. И. Две версии договора Мухаммада с христианами Наджрана // Палестинский сборник. 1986. № 28(91). С. 24–34.

28. Ал- Маварди. Ал- Ахкам ас-султаниййа. Каир: Дар ал- Хадис, 2006. 376 с.

29. Ал- Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 21. Бейрут: Дар Ихйа’ ат-турас ал-‘араби, 1983. 417 с.

30. Малик ибн Анас. Ал- Муватта’. Бейрут: Дар Ихйа’ ат-турас ал-‘араби, 1985. 1062 с.

31. [Муслим]. Сахих Муслим. Эр- Рияд: Дар ас-салам; 2000. 1488 с.

32. Пиотровский М. Б. Южная Аравия в ранее Средневековье. М.: Наука, 1985. 224 с.

33. Ас- Сарахси. Шарх Китаб ас-сийар ал-кабир. Т. 5. Бейрут: Дар алКутуб ал-‘илмиййа, 1997. 392 с.

34. [Ат- Табари]. Тафсир ат- Табари (Джами‘ ал-байан ‘ан та’вил аи алКур’ан). Т. 6. Каир: Мактабат Ибн Таймиййа, б. г. 640 с.

35. [Ат- Табари]. Тарих ат- Табари (Тарих ар-русул ва-л-мулук). Т. 3. Каир: Дар ал- Ма‘ариф, 1969. 632 с.

36. Ат- Тахави. Шарх мушкил ал-асар. Дамаск- Бейрут: Дар ар- Рисала, 2010. 474 с.

37. [Ат- Тирмизи]. Сунан ат- Тирмизи. Бейрут: Дар ал- Китаб ал-‘араби, 2005. 1231 с.

38. Уотт У. М. Мухаммад в Медине. М.–СПб.: Диля, 2007. 480 с.

39. Ал- Хасан ибн Бадраддин. Анвар ал-йакин. Т. 1. 398 c. (html) Histoire Nestorienne (Chronique de Seert). 2/II (pub. et trad. A. Scher) // Patrologia orientalis. 1919. № 13. С. 435–639.

40. Morrow J. A. The Covenants of the Prophet Muhammad with the Christians of the World. USA: Angelico Press/Sophia Perennis, 2013. XX, 441 p.

41. El- Wakil A. The Prophet’s treaty with the Christians of Najran: an analytical study to determine the authenticity of the covenants // Oxford Journal of Islamic Studies, 2016. No. 27/3. Pp. 273–354.

42. Watt W. M. Muhammad at Medina.Oxford: Oxford University Press, 1956. ХIV, 418 p


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ибрагим Т.К. Об аутентичности Наджранского договора о джизйе: содержательный анализ текста. Ислам в современном мире. 2020;16(3):27-48. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-3-27-47

For citation: Ibrahim T.K. On the Authenticity of the Najran Treatise on Jizya: Substantive Analysis of Traditions about Its Text. Islam in the modern world. 2020;16(3):27-48. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-3-27-47

Просмотров: 44

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)