Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Исламская феминистская экзегеза Амины Вадуд

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-81-98

Аннотация

Данная статья посвящена анализу методологии одной из наиболее видных представительниц исламского феминизма — Амины Вадуд. Автором подчеркивается тесная связь между социальным статусом толкователя, его личным опытом и герменевтическим подходом, который тот разрабатывал. Выделяются основные компоненты герменевтического проекта Амины Вадуд. Обосновывается необходимость сочетания интратекстуального и исторического подходов для адекватной реконструкции «коранического этоса». В статье показывается, что условием возможности феминистской экзегезы является преодоление трактовки Корана в качестве «замкнутого» текста и утверждение его в качестве целостного дискурса, «размыкаемого» логикой читательских вопросов. Выявляется зависимость экзегезы Амины Вадуд от концептуального каркаса проекта Фазлура Рахмана: от идеи контекстуального иджтихада, теории «двойного сдвига» и холистического метода интерпретации. Автор выделяет две ключевые предпосылки коранической экзегезы американской феминистки, а именно: представление о Боге как о «Том, Кто не притесняет» и о человеке как о «наместнике» Бога. В заключение автор обращает внимание на главный мотив феминистской критики традиционных тафсиров — стремление деконструировать «патриархат» как скрытую систему идолопоклонства и «маскулинизации» Бога.

Об авторе

Д. В. Мухетдинов
Московский исламский институт; Санкт- Петербургский государственный университет
Россия

МУХЕТДИНОВ Дамир Ваисович — канд. полит. наук, ректор, Московский исламский институт (109382, г. Москва, пр. Кирова, 12); проф. Восточного факультета, Санкт- Петербургский государственный университет (199034, г. Санкт- Петербург, Университетская наб., 11).



Список литературы

1. Abu Zayd N. H. Reformation of Islamic Thought: A Critical Historical Analysis. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. 112 p.

2. Badran M. Feminism in Islam: Secular and Religious Convergences. Oxford: Oneworld Publications, 2009. 400 p.

3. Saeed A. Fazlur Rahman: A Framework for Interpreting the Ethico-legal Content of the Qur’an // Taji-Farouki S. (ed.). Modern Muslim Intellectuals and the Qur’an. Oxford, 2006. Pp. 37–66.

4. Wadud A. Alternative Qur’anic Interpretation and the Status of Muslim Women // Webb G. (ed.). Windows of Faith: Muslim Women Scholar-Activists in North America. Syracuse, 2000. Pp. 3–21.

5. Wadud A. On Belonging as a Muslim Woman // Wade- Gayles G. (ed.). My Soul is a Witness: African-American Women’s Spirituality. Boston, 1995. Pp. 253–265.

6. Wadud A. Qur’an and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman’s Perspective. Oxford, 1999. Xxvi + 118 p.

7. Wadud A. Towards a Qurʼanic Hermeneutics of Social Justice: Race, Class and Gender // Journal of Law and Religion. 12 (1). 1995–1996. Pp. 37–50.


Рецензия

Для цитирования:


Мухетдинов Д.В. Исламская феминистская экзегеза Амины Вадуд. Ислам в современном мире. 2019;15(4):81-98. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-81-98

For citation:


Mukhetdinov D.V. Islamic Feminist Exegesis by Amina Wadud. Islam in the modern world. 2019;15(4):81-98. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-81-98

Просмотров: 862


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)