Первоначало в философии Насира Хусрава


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-65-80

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается проблема определения первоначала в философии Нāсира Хусрава, исмаилитского мыслителя XI в. Очевидный, казалось бы, ответ «первоначало — это Бог» становится невозможным в исмаилизме в силу абсолютного отделения единого трансцендентного непостижимого Бога от мира, явленного в умопостигаемом и чувственноощущаемом многообразии. В статье рассмотрены истоки проблемы отношения единого первоначала и множественного мира, дан краткий обзор вариантов решений этого вопроса различными течениями арабо-мусульманской философии. В рамках исмаилизма были предложены две схемы процесса творения мироздания, одну из которых активно разрабатывал Нāсир Хусрав. Согласно взглядам исмаилитского философа, основой всего сущего выступает повеление Бога: оно обладает абсолютным бытием и потенциально содержит в себе все сущее. Следствием слова Бога является Всеобщий Разум, который наделен необходимым бытием и обладает знанием обо всем возможно-сущем. Всеобщая Душа, которая появляется из Всеобщего Разума, обладает способностью творить и благодаря этому материализует знание Всеобщего Разума в многообразии подлунного мира. Итак, что можно назвать первоначалом? Бог, по сути, выведен из поля рассуждений, Он лишь говорит своё слово. Слово Бога — причина всего сущего, но отнюдь не оно дает бытие миру. Мир сотворен Всеобщей Душой, она — его творец и создатель, но сама Всеобщая Душа — создание Всеобщего Разума, следствия слова Бога. В учении о бытии Нāсира Хусрава нельзя выделить некое единое первоначало, его функции распределены между словом Бога, его неотделимым следствием Всеобщим Разумом и производной от Разума Всеобщей Душой.


Об авторе

Т. Г. Корнеева
Институт философии РАН
Россия

КОРНЕЕВА Татьяна Георгиевна — канд. филос. наук, науч. сотр. Сектора философии исламского мира

109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.



Список литературы

1. Nader El-Bizri. Ibn Sīnā’s Ontology and the Question of Being // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 2. M.: Языки славянских культур, 2011. С. 222–237.

2. Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: традиции мусульманской общины. М.: Ладомир, 2003. 274 с.

3. Ефремова Н. В. Доказательства бытия Бога согласно фальсафе // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 1. M.: Языки славянских культур, 2010. С. 300–316.

4. Ибн Сӣнā. Дāниш-нāма-йи ‘Алāӣ [Книга знаний для Алаи]. Тегеран: Мула, 1394. 492 с. (На перс. яз.).

5. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. 551 с.

6. Ал-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума (Рахат ал-акль) / введ., пер. с араб. и комммент. А. В. Смирнова. М.: Ладомир, 1995. 510 с.

7. Нāсир Хусрав. Гушāйиш ва рахāйиш. London: I. B. Tauris&CoLtd, 1999. 92 с. (На перс. яз.).

8. Нāсир Хусрав. Зāд ал-мусāфирӣн («Припасы путников»). Тегеран: Асатир, 1391 г. х. 544 с. (На перс. яз.).

9. Насыров И. Р. Доказательства бытия Бога в исламской теологии (калам) // Вестник ПСТГУ. Серия 1: «Богословие. Философия. Религиоведение». 2017. Вып. 73. С. 53–68.

10. Нофал Ф. О. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М.: ООО «Садра»: Языки славянской культуры, 2015. 152 с.

11. Смирнов А. В. Основные черты философского учения Хамид ад-Дина Ал-Кирмани // Ишрак: Ежегодник исламской мысли. № 4. М., 2013. С. 204–218.

12. Ал-Фараби, Абу Наср. Существо вопросов / пер. А. В. Сагадеева // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв. М.: Соцэкгиз, 1961. С. 165–175.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Корнеева Т.Г. Первоначало в философии Насира Хусрава. Ислам в современном мире. 2019;15(4):65-80. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-65-80

For citation: Korneeva T.G. The Primordial in the Philosophy of Nasir Khusraw. Islam in the modern world. 2019;15(4):65-80. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-65-80

Просмотров: 103

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)