Первоначало в философии Насира Хусрава
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-65-80
Аннотация
В статье рассматривается проблема определения первоначала в философии Нāсира Хусрава, исмаилитского мыслителя XI в. Очевидный, казалось бы, ответ «первоначало — это Бог» становится невозможным в исмаилизме в силу абсолютного отделения единого трансцендентного непостижимого Бога от мира, явленного в умопостигаемом и чувственноощущаемом многообразии. В статье рассмотрены истоки проблемы отношения единого первоначала и множественного мира, дан краткий обзор вариантов решений этого вопроса различными течениями арабо-мусульманской философии. В рамках исмаилизма были предложены две схемы процесса творения мироздания, одну из которых активно разрабатывал Нāсир Хусрав. Согласно взглядам исмаилитского философа, основой всего сущего выступает повеление Бога: оно обладает абсолютным бытием и потенциально содержит в себе все сущее. Следствием слова Бога является Всеобщий Разум, который наделен необходимым бытием и обладает знанием обо всем возможно-сущем. Всеобщая Душа, которая появляется из Всеобщего Разума, обладает способностью творить и благодаря этому материализует знание Всеобщего Разума в многообразии подлунного мира. Итак, что можно назвать первоначалом? Бог, по сути, выведен из поля рассуждений, Он лишь говорит своё слово. Слово Бога — причина всего сущего, но отнюдь не оно дает бытие миру. Мир сотворен Всеобщей Душой, она — его творец и создатель, но сама Всеобщая Душа — создание Всеобщего Разума, следствия слова Бога. В учении о бытии Нāсира Хусрава нельзя выделить некое единое первоначало, его функции распределены между словом Бога, его неотделимым следствием Всеобщим Разумом и производной от Разума Всеобщей Душой.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Г. КорнееваРоссия
КОРНЕЕВА Татьяна Георгиевна — канд. филос. наук, науч. сотр. Сектора философии исламского мира
109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Список литературы
1. Nader El-Bizri. Ibn Sīnā’s Ontology and the Question of Being // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 2; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 2. M.: Языки славянских культур, 2011. С. 222–237.
2. Дафтари Ф. Краткая история исмаилизма: традиции мусульманской общины. М.: Ладомир, 2003. 274 с.
3. Ефремова Н. В. Доказательства бытия Бога согласно фальсафе // Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 1; Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook. № 1. M.: Языки славянских культур, 2010. С. 300–316.
4. Ибн Сӣнā. Дāниш-нāма-йи ‘Алāӣ [Книга знаний для Алаи]. Тегеран: Мула, 1394. 492 с. (На перс. яз.).
5. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. 551 с.
6. Ал-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума (Рахат ал-акль) / введ., пер. с араб. и комммент. А. В. Смирнова. М.: Ладомир, 1995. 510 с.
7. Нāсир Хусрав. Гушāйиш ва рахāйиш. London: I. B. Tauris&CoLtd, 1999. 92 с. (На перс. яз.).
8. Нāсир Хусрав. Зāд ал-мусāфирӣн («Припасы путников»). Тегеран: Асатир, 1391 г. х. 544 с. (На перс. яз.).
9. Насыров И. Р. Доказательства бытия Бога в исламской теологии (калам) // Вестник ПСТГУ. Серия 1: «Богословие. Философия. Религиоведение». 2017. Вып. 73. С. 53–68.
10. Нофал Ф. О. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам. М.: ООО «Садра»: Языки славянской культуры, 2015. 152 с.
11. Смирнов А. В. Основные черты философского учения Хамид ад-Дина Ал-Кирмани // Ишрак: Ежегодник исламской мысли. № 4. М., 2013. С. 204–218.
12. Ал-Фараби, Абу Наср. Существо вопросов / пер. А. В. Сагадеева // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв. М.: Соцэкгиз, 1961. С. 165–175.
Рецензия
Для цитирования:
Корнеева Т.Г. Первоначало в философии Насира Хусрава. Ислам в современном мире. 2019;15(4):65-80. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-65-80
For citation:
Korneeva T.G. The Primordial in the Philosophy of Nasir Khusraw. Islam in the modern world. 2019;15(4):65-80. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2019-15-4-65-80