Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

СТАНОВЛЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОМ БАШКОРТОСТАНЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, КОНЦЕПЦИИ, РЕЗУЛЬТАТЫ

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-3-217-232

Аннотация

В статье рассматривается процесс становления исламского образования в одном из крупных регионов распространения ислама в России — Республике Башкортостан с начала постсоветского ренессанса религиозной жизни. Анализируются концептуальные изменения в системе обеспечения религиозного образования, произошедшие под влиянием современных тенденций и общественных вызовов на примере отдельного региона. В современной России действует государственная программа по развитию исламского образования, направленная на усиление кадрового потенциала мусульманских институтов перед лицом возрастающих вызовов радикальных и экстремистских угроз. На основе данных социологических исследований, полевых материалов, научной литературы показаны результаты преобразований в сфере исламского образования в республике с учетом интеграции светского и религиозного компонентов в образовательном процессе. Стихийность восстановления системы мусульманского образования в постсоветский период обусловила разнородность учебных заведений и их образовательных программ, что имеет место и в настоящее время. В Башкортостане представлены все ступени мусульманского обучения, однако процесс по созданию и внедрению единой концепции исламского образования в республике, как и в стране в целом, в настоящее время не завершен.

Об авторе

З. Р.  Хабибуллина
Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева; Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН).
Россия

канд. ист. наук, науч. сотр. 

450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 6.



Список литературы

1. Асадуллин Р. М., Абдрахманов Д. М. Развитие мусульманского образования и профилактика экстремизма в Башкортостане: новые акценты и инновационные проекты // Ислам в современном мире. Т. 12. 2016. № 4. С. 215–228.

2. Гавриш В. Д. Системный характер исламского образования и его взаимодействие с Российской образовательной системой // Идеалы и ценности ислама в образовании: Материалы II международной научно-практической конференции / под ред. В. С. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. С. 23–29.

3. Малахов И. З. Опыт мусульманских религиозных учебных заведений России и Египта в передаче знаний // Интеграция религиозного и светского образования: Опыт Республики Башкортостан / ответ. ред. А. Б. Юнусова. Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2012. С. 15–20.

4. Муртазин М. Ф. Актуальные задачи по развитию исламского образования в России // Инновационные ресурсы мусульманского образования и культуры: Вторые Фахретдиновские чтения: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Р. М. Асадуллина. М.— Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. С. 17–19.

5. Мусина Р. Н. Процесс «религиозного возрождения» народов России на рубеже XX–XXI в. // VII Конгресс этнографов и антропологов России: докл. и выступления / редкол.: В. А. Тишков [и др.]; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республика Мордовия. Саранск, 2007. С. 103.

6. Мухаметзянова-Дуггал Р. М. Государственная поддержка религиозного образования и введение предмета ОРКСЭ в российских школах в контексте кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений // Задачи подготовки специалистов со знанием основ религиозной культуры и специализации мусульманских медресе / ответ. ред. А. Б. Юнусова. Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2013. С. 3–7.

7. Мухаметшин Р. М. Система мусульманского образования в современной России // Развитие исламского теологического и религиозного образования в России и за рубежом / гл. ред.: Муртазин М. Ф. М.: Изд-во Московского исламского университета, 2009. С. 74–79.

8. Мчедлова М. М. Религия, общество, государство: вызовы и угрозы современности // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 110–118.

9. Надыршин Т. М. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» глазами учителей // Начальная школа. 2014. № 11. С. 39–42.

10. Пятков В. П. Государственно-конфесссиональное сотрудничество в профилактике радикализма и экстремизма в Республике Башкортостан // Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени. Уфа: «Мир печати», 2016. С. 14–19.

11. Хабибуллина Г. Ю. Инновационные процессы в конфессиональном образовании: дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 208 с.

12. Хабибуллина З. Р. Мусульманское духовенство в Республике Башкортостан на рубеже XX–XXI веков. Уфа: Мир печати, 2015. 220 с.

13. Хасанова А. Г. Религиозные объединения Республики Башкортостан в 1985–2005 гг.: дис. … канд. ист. наук. Уфа, 2007. 199 с.

14. Шарипов Р. Р. Шакирды: социальный портрет современного учащегося медресе // Этнос. Общество. Цивилизация: II Кузеевские чтения / под ред. А. Б. Юнусовой. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2009. С. 386–388.

15. Юнусова А. Б. Интеграция религиозного и светского образования: модели, практика, перспективы // Интеграция религиозного и светского образования: Опыт Республики Башкортостан / ответ. ред. А. Б. Юнусова. Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2012. С. 3–10.

16. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. 349 с.

17. Ярлыкапов А. А. Исламское образование на Северном Кавказе // Исламоведение. 2014. № 1. С. 104–106.


Рецензия

Для цитирования:


 Хабибуллина З.Р. СТАНОВЛЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОМ БАШКОРТОСТАНЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, КОНЦЕПЦИИ, РЕЗУЛЬТАТЫ. Ислам в современном мире. 2018;14(3):217-232. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-3-217-232

For citation:


 Khabibullina Z.R. THE ESTABLISHMENT OF ISLAMIC EDUCATION IN POST-SOVIET BASHKORTOSTAN: BASIC STAGES, CONCEPTS AND RESULTS. Islam in the modern world. 2018;14(3):217-232. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-3-217-232

Просмотров: 949


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)