Фик̣х ал-азма: кризисное управление богословским дискурсом в Cирии
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2024-20-1-53-68
Аннотация
В условиях продолжающейся гражданской войны в Сирии официальное мусульманское духовенство страны, представленное Министерством по делам вакфов, разработало целый ряд богословско-правовых постановлений по наиболее актуальным вопросам, объединенных общим названием фик̣х ал-азма «кризисное богословие». Особое внимание в них уделяется вопросам критики такфиризма, безмазхабности, национализма, разъяснению смысла джихāда, запретности бунтов и революций, религиозной легитимности национального государства, межрелигиозного и межконфессионального диалога и соработничества в рамках одной страны, разграничение понятий исламской политики и политического ислама. В настоящем исследовании проводится анализ источников и методологии построения этого теологического концепта, являющего собой, по словам самих разработчиков, пример умеренного обновления (тадждӣд) исламского богословского дискурса, основная цель которого — противостояние фик̣х ал-фитна «богословию смуты», проповедуемому различными экстремистскими группировками. В работе также рассматривается пример одного из наиболее оригинальных исследований — о принципах гражданственности (мувāт̣ана) согласно исламу, которое во многом вбирает в себя основные черты всего концепта сирийского кризисного богословия.
Об авторе
И. А. ЗариповРоссия
Зарипов Ислам Амирович — канд. ист. наук, ст. науч. сотр. Центр арабских и исламских исследований
107031, Россия, Москва, ул. Рождественка, д. 12
Список литературы
1. Enayat, H. Islam and Socialism in Egypt // Middle Eastern Studies. 1968. № 4 (2). Pp. 141–172.
2. Grinin L. Islamism and Globalization // Journal of Globalization Studies. 2019. № 2. Pp. 21–36.
3. Lewy G. The Egyptian Revolution: Nasserism and Islam. A Study in Comparative Politics and Religion. Technical Report # 5. March 1968.
4. Osman T. Islamism: What it Means for the Middle East and the World. New Haven: Yale University Press, 2016. 328 p.
5. Volpi F., Stein E. Islamism and the state after the Arab uprisings: Between people power and state power // After the Arab Uprisings. London: Routledge, 2016. Pp. 276–293.
6. Гайнутдин Равиль. Ислам. Вероучение, поклонение, нравственность, закон. М.: ИД «Медина», 2020. 848 с.
7. Гайнутдин Равиль. Ислам в XXI в., или Как жить мусульманину по Корану в России. М.: Исламская книга, 2009. 142, [1] с.
8. Гайнутдин, Равиль. Рисала. Мавадда ва рахма. О морали и добродетели. М.: ИД «Медина», 2022.— 200с.
9. Ибрагим Т. К. Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистические установки. М.: ИД «Медина», 2015. 571, [4] c.
10. Коран. Перевод смыслов. Новый перевод Э. Р. Кулиева. М.: Эксмо, 2020. 848 с.
11. Мухетдинов Д. В. Вклад Юсуфа ал-Карадави в современный исламский дискурс // Ислам в современном мире. 2018. № 3. С. 57–72.
12. Мухетдинов Д. Российское мусульманство: в поисках политической субъектности. М.: ИД «Медина», 2021. 360 с.
13. Мухетдинов Д. В. Современные исламские мыслители. М.: ИД «Медина», 2021. 452 с.
14. Мухетдинов Д. Теология обновления. Исламский неомодернизм и проблема традиции. М.: ИД «Медина», 2023. 736 с.
15. Наумкин В. В., Кузнецов В. А. Исламский мир и исламские организации в современной мирополитической системе // Вестник Московского университета. Сер. 12: «Политические науки». 2013. № 4. С. 30–56.
16. Уотт У. М. Мухаммад в Медине. М.— СПб.: «Диля», 2007. 478, [1] c.
17. Фикх ал-азма: ал-ислам байна ал-мафаихим ва ал-мусталахат. Дамаск, 2014. Т. 1. 318 с.; Т. 3. 382 с.
Рецензия
Для цитирования:
Зарипов И.А. Фик̣х ал-азма: кризисное управление богословским дискурсом в Cирии. Ислам в современном мире. 2024;20(1):53-68. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2024-20-1-53-68
For citation:
Zaripov I.A. Fiqh al-azma: Crisis Management of Theological Discourse in Syria. Islam in the modern world. 2024;20(1):53-68. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2024-20-1-53-68