Восприятие исторического времени в современном исламе
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-3-101-116
Аннотация
В представленной статье автор в сравнении рассматривает основные особенности восприятия исторического времени в арабской, иранской и индонезийской мусульманских интеллектуальных традициях. Цель статьи — анализ образов «исторического времени» и его производных в современном либеральном сегменте уммы. Поэтому автор анализирует 1) особенности восприятия исторического времени либеральными мусульманскими интеллектуалами, 2) направления ассимиляции западной гуманитарной методологии, 3) перспективы трансформации восприятия исторического времени в современной гуманитарной ситуации через призму растущей междисциплинарности. Методологи- чески статья основана на принципах, предложенных в рамках междис- циплинарной историографии, сформулированных в интеллектуальной истории и новой культуральной истории через призму имагинативного и инвенционистского поворотов. Новизна исследования состоит в анализе общих и уникальных особенностей восприятия исторического времени и его производных современными мусульманскими либеральными интеллектуалами. Результаты исследования позволяют предположить, что 1) ислам стал важным фактором восприятия «исторического времени», 2) категории событийной истории и исторического прогресса редуцируется до истории прогрессивного развития и распространения ислама, 3) важным фактором в изобретении исторического времени стала трансплантация западных междисциплинарных методов научно- го познания.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. КирчановРоссия
Кирчанов Максим Валерьевич — д-р ист. наук, доц. каф. регионоведения и экономики зарубежных стран, каф. истории зарубежных стран и востоковедения исторического факультета
394068, г. Воронеж, Московский просп., д. 88, стр. 8
Список литературы
1. Аль-Джанаби М. М. Философия истории в современной арабской осбщественно-политической мысли // Прошлое и настоящее исламской философии. Избранные статьи участников научного семинара «Сагадеевские чтения» (2008–2019). М.: Садра, 2020. С. 29–48.
2. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники / пер. с англ. М. Б. Гнедовского. М.: Московская школа политических исследований, 2004. 240 с.
3. Джемаль Г. Исторический финализм // Джемаль Г. Логика монотеизма. М.: Эксмо, 2021. С. 169–208.
4. Джемаль Г. О методологии мысли в исламе // Джемаль Г. Логика монотеизма. М.: Эксмо, 2021. С. 12–13.
5. Досс Ф. Как сегодня пишется история: взгляд с французской стороны // Как мы пишем историю / отв. ред. Г. Гаррета, Г. Дюфо, Л. Пиме- нова. М.: РОССПЭН, 2013. С. 9–56.
6. Йаздани А. Отношения между религией и модерном: конфликт или совместимость? // Ислам и модерн / науч. ред. Е. А. Фролов, пер. с перс. И. Р. Гибадуллин. М.: ООО «Садра», 2017. С. 75–96.
7. Кохансал А., Гармруди-Сабет М. Связь между модерном и секу- ляризмом // Ислам и модерн / науч. ред. Е. А. Фролов, пер. с перс. И. Р. Гибадуллин. М.: ООО «Садра», 2017. С. 53–74.
8. Магомедов А. Вступительное слово // Джемаль Г. Логика монотеизма. М.: Эксмо, 2021. С. 8–11.
9. Мохаммади-Монфаред Б. Калам и ирфан: модерн и исламская идея мессианства (махдавият) // Ислам и модерн / науч. ред. Е. А. Фролов; пер. с перс. И. Р. Гибадуллина. М.: ООО «Садра», 2017. С. 135–176.
10. Назари А. Критическая мысль и преодоление модерна // Ислам и модерн / науч. ред. Е. А. Фролов; пер. с перс. И. Р. Гибадуллина. М.: ООО «Садра», 2017. С. 241–254.
11. Хосроупанах А. Ислам и модерн // Ислам и модерн / науч. ред. Е. А. Фролов; пер. с перс. И. Р. Гибадуллин. М.: ООО «Садра», 2017. С. 7–30.
12. Al-Azmeh A. The Times of History Universal Topics in Islamic Historiography. Budapest — NY.: Central European University Press, 2007. 328 p.
13. Bashir Sh. On islamic time: rethinking chronology in the historiography of Muslim societies // History and Theory. 2014. Vol. 53. P. 519–544.
14. Klik J. Hij rah of Our Time: Islamic Concept of Religious Emigration in Contemporary Salafi sm // Acta Fakulty fi lozofi cké Západočeské univerzity v Plzni / West Bohemian Review of Social Sciences and Humanities. 2022. Vol. 14. No 1. Pp. 1–20.
15. Mansouri M. Holy Time and Popular Invented Rituals in Islam: Structures and Symbolism // Al-Jami ah Journal of Islamic Studies. 2018. Vol. 56. No 1. Pp. 123–156.
16. Zubaida S. Is there a Muslim Society? // Economy and Society. 1995. Vol. 24. No 2. Pp. 151–188.
Рецензия
Для цитирования:
Кирчанов М.В. Восприятие исторического времени в современном исламе. Ислам в современном мире. 2023;19(3):101-116. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-3-101-116
For citation:
Kyrchanov M.W. On Perception of Historical Time in Modern Islam. Islam in the modern world. 2023;19(3):101-116. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-3-101-116