Биги — продолжатель религиозно- философских идей Марджани
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-3-69-82
Аннотация
В настоящей статье автор показывает преемственную связь между двумя выдающимися татарскими мыслителями разных поколений — Ш. Марджани и М. Биги, обнаруживая сходство их взглядов по меньшей мере в двух аспектах. Первый касается концепции «всеобщности Божественной милости». Ш. Марджани в «Книге о зрелой мудрости, помогающей объяснить вероучение ханафитов» приводит аргументы, согласно которым решение по этому вопросу остается за Всевышним. М. Биги в «Доказательствах Божественной милости» утверждает неизбежность спасения всех народов мира. Второй аспект, позволяющий говорить о М. Биги как о последователе Ш. Марджани, — это в основном идентичные позиции ученых в вопросе об акиде, каламе и иджтихаде. Несмотря на то, что время их активного творчества отделяет период более чем в пятьдесят лет, взгляды М. Биги и Ш. Марджани относительно религиозно-философского понимания этой проблемы обнаруживают очевидное сходство: для прогресса татарской нации, ислама необходимо «очищение» акиды от каламских наслоений, вынесение идж-тихада на основе первоисточников — Корана, Сунны и иджмы, в мусульманском образовании нужна замена калама светскими науками.
Об авторе
А. Н. ЮзеевРоссия
Юзеев Айдар Нилович — зав. каф. социально- гуманитарных дисциплин РГУП, д-р филос. наук, профессор
420088, Республика Татарстан, г. Казань, 2-я Азинская ул., д. 7а
Список литературы
1. Марджани Ш. Китаб ал-хикма ал-балига ал-джаниййа фи шарх ал-‘акаид ал-ханафиййа. Казань: Типография Вячеслава, 1888. 168 с.
2. Марджани Ш. Китаб ал-азб ал-фурат ва-л-ма аз-зулал ан-накиа ли-гилла равам ал-абраз ли-асрар шарх ал- Джалал. Т. 1, 2. Стамбул, 1900–1901. Самостоятельное сочинение, изданное как примечания [хашийа] на полях книги «Хашийа ал-фадил Исмаил ал- Каланбави ала ал- Джалал. Т. 1. Стамбул: Дар ат-тиба ал-амира, 1900. 301 с. Т. 2. 296 с.
3. Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар. Т. 2. Казан: Тип. Б. Л. Домбровского, 1900. 368 б.
4. Марджани Ш. Хакк ал-байан ва-т-тасвир ли-масала худус алам ал-амр ва-т-такдир. Самостоятельное сочинение, изданное как приложение к книге Марджани Ш. Китаб ал-барк ал-вамид фи-р-радд ала- л-багид ал-мусамма би-н-накид. Казань: Типография Вячеслава, 1888. С. 65–71.
5. Марджани Ш. Рисала би-т-тарика ал-мусла ва-л-акида ал-хусна. Казань: Тип. М. Чирковой, 1890. 15 с. Биги М. Рахмат илахийа борханнары. Оренбург, 1911. 97 б.
6. Биги М. Инсанларнын акыйда илахияларына бер назар. Оренбург, 1911. 25 б. Коран /пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М., 1986. С. 395 [Коран, 42: 5].
7. Фәхретдинов Р. Хосәен Фаезхан // Шура. № 18. 1914. Б. 428.
8. Марджани Ш. Назурат ал-хакк фи фардийа ал-аша ва ан лам йагиб аш-шафак. Казань: типография университета, 1870. 164 с.
9. Марджани Ш. Мукаддима. Казань: Тип. Г. М. Вячеслава, 1883. 411 с.
10. Биги М. Мулахаза. Казан, 1914. 56 б. Биги М. Каваид фикхийа. Казан, 1910. 232 б.
11. Биги М. Ислам милләтләренә дини, әдәби, сиясе мәсәләләр, тад-бирләр хакында. Берлин, 1923. 110 б.
Рецензия
Для цитирования:
Юзеев А.Н. Биги — продолжатель религиозно- философских идей Марджани. Ислам в современном мире. 2023;19(3):69-82. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-3-69-82
For citation:
Yuzeev A.N. Bigi as Marjani’s Follower. Islam in the modern world. 2023;19(3):69-82. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-3-69-82