ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ
Данная статья приурочена к учреждению серии изданий «Коран в России», в рамках которой планируется публикация всех исторических переводов Корана на русский язык. Серию открыло репринтное издание «Алкорана о Магомете», увидевшего свет в 1716 г. — первого в истории полного перевода Корана на русский язык. В настоящий момент идет работа над расшифровкой, набором и переводом с церковнославянского на современный русский язык для последующего издания еще одного перевода Корана, также выполненного предположительно в конце XVII века, и сохранившегося в одной полной и одной частичной рукописи. В ходе этой работы сотрудниками Московского исламского института и ИД «Медина» были изучены имеющиеся рукописи переводов, а также экземпляры перевода Корана, изданного в 1716 году, в том числе корректурный, а также его наборная рукопись. Кроме того, нами были проанализированы результаты отечественных историографических исследований, посвященных данным памятникам. Основные результаты наших исследований по этой теме представлены в настоящей работе.
Настоящая статья представляет собой комментированный перевод на русский язык единственной публикации мухтасиба Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) по Московской и Горьковской областям, Чувашской и Мордовской АССР, имам-хатиба Московской Соборной мечети в 1964–1986 гг. Ахметзяна Мустафина (1902–1986). Публикация, вышедшая на арабском языке в № 3–4 журнала «Ал-муслимун фи аш-шарк ас-суфй атий » («Мусульмане Советского Востока») за 1970 г., представляет собой стенограмму выступления автора на Международной конференции «За единство мусульман в борьбе за мир, против империалистической агрессии», которая проходила в том же году в Ташкенте. Главным образом выступление представляет собой апологетику социалистического строя и внешней политики СССР с точки зрения ислама в его модернистском понимании, что находит выражение как в прямом обращении к священным первоисточникам, так и через цитирование основных представителей этого движения конца XIX — начала ХХ в. — ‘Абдо, Афгани, Марджани, Бигиева.
ИСТОРИЯ ИСЛАМА В РОССИИ
Во второй пол. XIX — нач. ХХ в. по пути в Мекку и Медину многие российские паломники на месяц-другой останавливались в столице халифата — Стамбуле, ставшем, по сути, частью паломнического маршрута. Здесь можно было посетить могилы сподвижников Пророка, увидеть священные реликвии ислама, помолиться в мечети вместе с халифом всех мусульман, приобщиться к религиозным традициям Османской империи. К тому же паломники могли принять участие в проводах султанского каравана сурра-и хумаюн, а некоторым даже удавалось отправиться в его составе в хаджж. Одним из таких счастливчиков оказался татарский имам Нургали ибн Хасан (1852–1919), который погостил в султанском дворце и совершил путешествие в Хиджаз в составе султанского каравана.
Статья посвящена анализу общественно-политической деятельности татарок в Москве в начале XX в. Это исследование позволяет показать положение татарской женщины в обществе начала прошлого века, а также осмыслить социально-политические и общественные проблемы, стоящие перед современными татарками-мусульманками в частности и перед мусульманским сообществом России в целом. Данная деятельность стала возможна, так как у татар в начале XX в. уже существовало женское образование и появился городской средний класс, среди представителей которого было достаточно женщин. Эти своего рода феномены в среде российских мусульман возникли прежде всего у татар. Именно тогда началось закрепление в татарском обществе правовых, политических и социальных прав татарок как совокупного комплекса прав, позволяющих обеспечить реальное равноправие женщин.
Новизна данной статьи состоит в том, что на основе анализа мусульманской периодики начала XX в. автор проводит исследование, посвященное деятельности женского мусульманского движения Москвы в деле защиты прав женщин (в том числе политических), а также их участия в органах власти разного уровня (в том числе национальных) и органах самоуправления в апреле-мае 1917 г. Ранее подобных исследований не проводилось.
Статья посвящена истории становления общины персидскоподданных мусульман в крепости Грозной Терской области в XIX в. Представлен анализ переписки общины мусульман-шиитов с администрацией Терской области по вопросу строительства мечети и по поводу выборов старшины этой общины. Таким образом, впервые в научном аспекте автором интерпретируются темы появления иностранных подданных в крепости, их социально-экономических интересов в регионе, сбора финансовых средств на строительство мечети, проблем, связанных с этим строительством.
Проекты и эпистолярное наследие советских востоковедов-марксистов в 1920-е гг. — плохо изученная часть интеллектуальной истории отечественной науки. Важно отметить, что в раннем СССР изучение Востока было сопряжено с идеологическими потребностями большевиков, которые видели в науке инструмент для модернизации не только бывших колониальных окраин Российской империи, но и всего мира. Настоящее исследование посвящено деятельности Всесоюзной научной ассоциации востоковедения (ВНАВ) в Средней Азии. Особое внимание уделено инициатору создания ассоциации и журнала «Новый Восток» М. П. Павловичу. В ходе исследования было установлено, что они занимались экономическими, политическими и культурными проектами в регионе, включая национально-территориальное размежевание Средней Азии, а также археологическими исследованиями и реставрацией памятников старины.
ИСЛАМ В РОССИИ СЕГОДНЯ
В статье рассматривается процесс становления российской модели государственно-конфессиональных отношений, который развивается в условиях равенства всех традиционных религий перед законом. В основе ее формирования лежит понимание важности выстраивая конструктивных отношений государства и религиозных объединений в российском обществе, где доминирует запрос на сохранение традиционных ценностей. Довольно высокий уровень религиозности населения светских государств подтверждает мнение, вопреки теории секуляризации, о том, что религия не является фактором, препятствующим прогрессивному развитию современных обществ.
По мнению автора, в настоящее время российская модель государственно-конфессиональных отношений довольно успешно формируется, и уже можно выделить тенденции и контуры ее развития. Специфика данной модели заключается в том, что действующая правовая норма отделения религиозных объединений от государства не рассматривается в качестве барьера, исключающего любые контакты между ними. Важность налаживания партнерских отношений между органами власти и религиозными объединениями объясняется необходимостью обеспечения стабильности в поликонфессиональном и полиэтничном российском обществе.
Эта модель предполагает, что кооперация государства и традиционных конфессий не направлена на клерикализацию общества и создание условий для вмешательства религиозных объединений в дела государства, в политической плоскости на это действует гласное и негласное табу. Модель «соработничества» позволяет использовать мобилизационный потенциал религий в целях обеспечения социально-политической стабильности в стране и свободы вероисповедной деятельности религиозных объединений.
В период проведения Специальной военной операции на Украине и противостояния блоку западных стран усиливается критика складывающихся государственно-конфессиональных взаимоотношений со стороны проповедников радикального ислама, проживающих на территории Украины, Турции и ряда европейских стран. В основном объектом информационного давления становятся северо-кавказские муфтияты, работающие в российском правовом пространстве.
ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН И НАРОДОВ
Целью статьи является анализ мусульманской интеллектуальной традиции в Индонезии в контексте исследования социальных проблем ислама и уммы. Новизна работы для российской историографии и индонезиеведения состоит в комплексном подходе к рассмотрению основных трендов в развитии мусульманской социальной мысли современной Индонезии. Методологически статья основана на принципах интеллектуальной и социальной истории, позволяющих воспринимать и анализировать опыт и академический вклад мусульманских интеллектуалов, вовлеченных в обсуждение социальных проблем ислама, через призму производства и воспроизводства смыслов как процесса изобретения традиций. В статье обозначены основные особенности восприятия и анализа проблем радикализации ислама и его последовательной фрагментации в современной мусульманской мысли Индонезии. Предполагается, что интеллектуалы уммы вносят вклад в формирование идентичности современного индонезийского общества, анализируя социальные особенности и характеристики уммы, а также угрозы радикализации и роста исламского фундаментализма, с которыми сталкивается Индонезия как светское государство. В статье показано, что: 1) мусульманские интеллектуалы уделяют особое внимание проблемам радикализации ислама, 2) изучение региональных особенностей ислама играет значительную роль в развитии социологии ислама, 3) радикализация ислама воспринимается как многоуровневый процесс, связанный с ростом политических противоречий и углублением тенденций социальной и региональной фрагментации общества.
РЕЦЕНЗИИ
ISSN 2618-7221 (Online)