НАСЛЕДИЕ КУЛЬТУРЫ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ
Статья посвящена истории возникновения и постройки Московской соборной мечети. Московская соборная мечеть выступает для мусульман России символом непоколебимой веры, прошедшей испытания богоборческой эпохи; братства и единения с единоверцами разных регионов и стран мира; видным архитектурным и историческим памятником, объединившим в себе труды и усилия мусульман разных времен и различных национальностей. В статье на основе архивных и исторических источников описывается процесс возведения Соборной мечети Москвы, который занял всего несколько месяцев, что является беспрецедентным в жизни мусульман Российской империи. Дан подробный анализ предшествующему строительству мечети этапу возникновения и существования Второго мусульманского прихода Москвы.
ДУХОВНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ
В статье рассматривается роль религиозно-мировоззренческого фактора в выстраивании параметров российской идентичности. На основе эмпирических данных исследования Института социологии Российской академии наук 2015 г. анализируются представления последователей православия и ислама на проблемы российской идентичности, патриотизма, объединяющих оснований межрелигиозного сотрудничества, сопряжения государственных и этно-конфессиональных параметров.
В статье рассматриваются вопросы о роли и месте мусульманских этносов Северного Кавказа в процессе сложения единой российской нации, укрепления ее государственности, формирования институтов гражданского общества. Анализируется значение религиозной сферы в жизни российского общества, государственно-конфессиональных отношений в условиях современных реалий с учетом неизбежного глобализационного фактора. В качестве важнейших для северокавказского общества представляются вопросы безопасности людей, экономического благополучия, качественного образования и здравоохранения, сохранения родных языков и культуры.
ИСЛАМ В РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ
В статье дается характеристика религиозно-культурной автономии татар-мусульман — системы реализации мусульманами в аграрной России своих духовных и культурных потребностей в рамках мусульманских приходов округа Оренбургского магометанского духовного собрания и ее основных сегментов через призму различных правовых систем — норм шариата, обычного права и российских законов.
Абазины, входящие в адыго-абхазскую группу народов, проживают на Северо-Западном Кавказе. Во второй половине XIX века произошло переселение большой группы абазин на территорию Османской империи, важной причиной миграции стал религиозный фактор. Наиболее сохранившаяся абазинская диаспора на сегодняшний день находится на территории Турции. Компактные, однородные по этническому составу поселения позволили абазинам сохранить свой язык и традиционную культуру вплоть до настоящего времени, исламский фактор сыграл положительную роль в консолидации абазинской зарубежной общины, хотя, в определенной мере, и стал причиной феномена разделенного народа.
В сфере религиозной жизни в советский период абазины Северного Кавказа испытывали те же самые трудности, что и все население страны, но ислам по-прежнему продолжал оставаться одним из признаков национальной идентичности. В постсоветский период обращение к исламу стало относительно массовым, ислам становится фактором консолидации народа, поддерживая социальное равновесие в абазинском сообществе.
Современные тенденции в динамике развития абазинской общины позволяют сделать предположение, что позиции и роль ислама будут укрепляться. В современной официальной политике Турции ислам становится все более важным ориентиром общественного развития. Можно с большой уверенностью предположить, что связи абазинской общины России с турецкой абазинской общиной будут продолжать развиваться и в дальнейшем приведут к еще большему укреплению позиций ислама и влиянию исламского фактора на многие сферы жизни абазин в России.
В статье анализируются методологические аспекты проблемы возрождения мусульманских общин в постсоветской России: понятийный,функциональный, структурный, исторический, экономический, демографический. Уточняется понятие «махалля» и его основные характеристики, рассматриваются различные трактовки роли и места дореволюционной общины в социальной жизни татар-мусульман, а также работы, посвященные поиску наиболее эффективных механизмов ее формирования и функционирования в современных условиях.
МИР ИСЛАМА АЗИИ И АФРИКИ: ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Статья посвящена исследованию государственной доктрины Османской империи в конце XIX в. Султан Абдул Хамид II, пришедший к власти в 1876 г., вместе с еще достаточно обширными владениями унаследовал и внешнеполитические проблемы, и внутреннюю нестабильность Османской империи. Именно они стали главным фактором окончательного оформления официальной государственной доктрины панисламизма, пришедшего на смену османизму.
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Арабские страны (АС), которые тысячу лет назад по уровню развития превосходили многие другие регионы мира, до сих пор, в отличие от Китая, Индии, новых индустриальных стран, ряда других мусульманских государств (Турция, Индонезия, Малайзия), не сумели создать более или менее стабильно действующий механизм современного экономического роста. Несмотря на значительные ресурсы, которыми располагает ряд АС, большинство из них отстает от быстро развивающихся стран по уровню накопления физического и человеческого капитала и эффективности управления. Для уменьшения высокого уровня нестабильности в АС крайне необходимо (хотя и нелегко) в короткое время осуществить серию прагматичных реформ, нацеленных на снижение уровня коррупции, восстановление верховенства закона и диверсификацию структур производства и экспорта.
ИСЛАМ, ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА
В статье анализируется проблема специфики российской идентичности в контексте современных вызовов. Подчеркивается, что проблемы, вставшие перед Россией, являются частью кризиса идентичности всей современной цивилизации, особенно ее индустриальной и постиндустриальной составляющей. Автор исходит из того, что имеет место кризис идентичности Человека, «Я», который стал источником глобальных вызовов, угрожающих будущему человечества. Императив современной цивилизации – в умении сочетать истину и добродетель, знание и веру.
Статья посвящена исследованию процессов становления и развития азербайджанской нации на рубеже XIX–XX вв. Показано, что азербайджанская нация является результатом не только объективных исторических процессов, но и целенаправленной деятельности представителей национальной интеллигенции начала ХХ в., а также государственных структур АДР. Особое внимание в статье уделено освещению ключевой роли выдающихся представителей азербайджанской интеллигенции — Ф. Ахундова, Г. Зардаби, А. Гусейнзаде, А. Агаева и М.Э. Расулзаде в разработке основ и утверждении среди азербайджанских тюрок единой национальной идентичности.
ИСЛАМСКИЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Подбор кадров для религиозных организаций во многом определяет будущее государственно-конфессиональных отношений. Анализ состояния кадрового потенциала Духовного управления мусульман Республики Башкортостан на примере ее функциональной единицы — мухтасибата — позволяет дать общую оценку ситуации, видение перспектив и на этой основе выработать рекомендации по укреплению кадрового потенциала мусульманских религиозных организаций.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Статья посвящена рассмотрению различных аспектов политического дискурса ислама. Предпринята попытка анализа методов использования различными политическими акторами религиозного фактора как ресурса для достижения политических целей.
На основе качественного и количественного контент-анализа показано, что культурно-цивилизационная специфика России, многовековая традиция мирного сосуществования различных религий составляет одно из главных препятствий распространению религиозного экстремизма.
ИСЛАМ В ПОЛИЛОГЕ РЕЛИГИЙ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Данная статья посвящена проблеме интерпретации религиозных конфликтов эпохи раннего Нового времени. Особое внимание уделено взглядам основателя рационалистического направления теории естественного права Гуго Гроция. Автор подчеркивает этапное значение его доктрины при переходе от теологического к рационалистическому подходу в оценке принципов и норм вооруженных конфликтов.
МУСУЛЬМАНЕ И ОБЩЕСТВО: ГРАНИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В статье автор показывает, что коммуникация является основой конструирования социальных общностей, институтов и организаций, а также существования самого института государственности. В современной России цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают все носители такой идентичности независимо от национальности. Надкультурный путь развития ориентирован на поддержание материальных форм бытия, а попытка развивать государственность исключительно на надрелигиозном уровне лишь разрушает интегрирующую структуризацию этноконфессионального пространства.
ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
На рубеже веков стало актуальным обращение к вопросам миссии религии и ответственности ее последователей перед вызовами современности, в т.ч. в системе образования, которая представляет собой уникальную возможность спланированного воздействия на процесс формирования нравственных ориентиров молодежи.
Современное исламское образование и программы исламской тематики, думается, должны, с одной стороны, использовать традиции обучения исламского мира, и в частности образования в России. С другой — новый компетентностный подход: инновационные методы образования призваны воспитывать людей, способных развивать диалог культур, анализировать этноконфессиональную ситуацию. В Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского накоплен определенный опыт продвижения образовательных программ исламской тематики в поликультурном пространстве Нижегородского региона.
Развитие исламской культуры в Узбекистане, ее синтез с местной доарабской культурой и вопросы ее возрождения в период независимости, а также проблемы ее изучения в высших учебных заведениях Республики Узбекистан анализируются в статье.
ФОРУМЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ
В статье дается обзор прошедшей 27–29 августа 2015 г. в г. Нижнем Новгороде Международной научно-образовательной конференции XII «Фаизхановские чтения». Излагаются основные тезисы участников, анализируются отраженные в резолюции итоги мероприятия. Делается вывод о том, что проведение ежегодной научно-образовательной конференции «Фаизхановские чтения» — это достойный опыт просветительской работы, знаковое явление в духовной, научной и образовательной жизни нашей страны. Особую значимость проведенному мероприятию придает то, что оно было осуществлено в рамках реализации плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2014–2016 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г., а также Комплексной Программы содействия развитию религиозного (мусульманского) образования в период 2005–2015 гг., принятой Министерством образования и науки Российской Федерации 15 ноября 2005 г.
ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИСЛАМОВЕДЕНИЮ ОБСУДИЛИ ЭКСПЕРТЫ В СПБГУ
ISSN 2618-7221 (Online)