ТАТАРО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА АСТРАХАНИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА


https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-4-201-216

Полный текст:


Аннотация

статье исследуются основные особенности развития Астраханской мусульманской общины в начале ХХ в. В это время российские мусульмане переживали этап институализации этноконфессиональной идентичности. Астраханская мусульманская община в тот период была одним из центров мусульманско-татарского движения в Российской империи. При этом в силу исторических и географических особенностей заселения Астраханского края, формирования городского населения губернского центра, община имела целый ряд характерных черт, которые не могли не отразиться на всех сторонах жизни махалли. Безусловное численное и материальное доминирование татарской этнической группы стало определяющим в развитии региональной мусульманской общины. Вместе с тем большое влияние на различные аспекты жизни махалли имел фактор ее полиэтничности. Даже татары, которые составляли основу общины, были выходцами из разных губерний, представляли разные территориальные группы тюрко-татарского мира. В рамках астраханской мусульманской общности с успехом удалось преодолеть этногрупповые интересы, замкнутость земляческих корпораций. Ислам выступил в качестве интегрирующей базовой ценности. Астраханская махалля стала исключительным образцом этнической толерантности в среде единоверцев, с одной стороны, и лояльности по отношению к государственным институтам — с другой. Сегодня, когда в Астраханскую область устремлен поток мигрантов из республик Северного Кавказа (прежде всего Дагестана и Чечни) и количество мусульман регионе ежегодно увеличивается, опыт столетней давности, несомненно, окажется полезным для формирования здесь новой конфессиональной идентичности. Работа написана на основе анализа архивных и опубликованных источников, работ краеведов и исламоведов.

Об авторе

М. М. Имашева
Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Россия

д-р. ист. наук, доц. каф. российского регионоведения.

420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18.



Список литературы

1. Астраханский листок. 21 апреля 1900. № 86.

2. Астраханский листок. 14 декабря 1908. № 271.

3. Астраханский вестник. 24 января 1913. № 20.

4. ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1433

5. ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1465.

6. ГААО. Ф. 1. Оп. 12. Д. 627.

7. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 52383.

8. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54433

9. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54947.

10. ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Д. 24716.

11. ГААО. Ф. 290. Оп. 4. Д. 1330.

12. ГААО. Ф. 286. Оп. 2. Д. 297.

13. ГААО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 3171.

14. Государственный архив Астраханской области (далее — ГААО). Ф. 1. Оп. 8. Д. 894.

15. Белолипская Г. С. Этническая и историко-этнографическая тематика в Астраханской прессе первой половины XIX века // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 1. С. 148–156.

16. Викторин В. М. Ислам в Астраханском регионе. М.: Логос, 2008. 91 с.

17. Губайдуллин С. Казаковы // Гасырлар Авазы — Эхо веков. 2004. № 2. С. 210–216.

18. Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию. 1558–1560 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. М.: СОЦЭКГИЗ, 1937. С. 167–192.

19. Доктор Нариманов бәк Нариманов җәнабларын озату мәрасиме // Идел. 1913. № 571. 16 июля.

20. Загидуллин И. К. Татарское национальное движение в 1860–1905 гг. Казань: Татарское кн. изд-во, 2014. 423 с.

21. Ислам в Российской империи: (Законодательные акты, описания, статистика) / Сост. и авт. ввод. ст., коммент. и прилож. Д. Ю. Арапов. М.: Изд-во МГУ, 2001. 366 с.

22. Курмансеитова А. Х. У истоков ногайской книги (XIX — начало ХХ в.). Черкесск: Карачаево-Черкесский ин-т гуманитарных исслед., 2009. 216 с.

23. Олеарий А. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636, 1639 годах // Хрестоматия по истории Астраханского края. Ч. 1. Астрахань: Изд-во Астраханского педагог. ин-та, 1992. 115 с.

24. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. II. Астраханская губерния. Тетрадь 2 (последняя). СПб., 1904.

25. Прикаспийский край. 1911. № 90. 06 марта.

26. Юхнева Н. В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга, вторая половина XIX — начала ХХ в.: стат. анализ. Л.: Наука, 1984. 223 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Имашева М.М. ТАТАРО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА АСТРАХАНИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА. Ислам в современном мире. 2018;14(4):201-216. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-4-201-216

For citation: Imasheva M.M. TATAR MUSLIM COMMUNITY OF ASTRAKHAN IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY. Islam in the modern world. 2018;14(4):201-216. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2018-14-4-201-216

Просмотров: 39

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)