МИКРОИСТОРИЯ РЕИСЛАМИЗАЦИИ В БЫВШЕМ КОЛХОЗЕ
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-3-139-158
Аннотация
Статья рассматривает возвращение ислама в публичную сферу на микроуровне отдельной мусульманской общины бывшего колхоза в Северном Дагестане. Наиболее серьезным последствием распада советско-колхозной системы стало деление прежде единой общины на два обособленных джама‘ата: в горах и на плоскости. Выход ислама в сферу общественной жизни в 1990-е гг. вызвал поляризацию дагестанского общества, расколовшегося на несколько противоборствующих фракций традиционалистов и салафитов. При этом большая часть джама‘ата ситуативно меняет религиозную ориентацию, примыкая то к одной, то к другой фракции.
Об авторе
В. О. БобровниковРоссия
канд. ист. наук, ст. науч. сотр.
Список литературы
1. Бабич И. Л. Республика Адыгея и Краснодарский край: мечети и исламские общины // Ислам и право в России. М., 2004. Вып. 3. С. 5–35.
2. Бабич И. Л. Республика Кабардино-Балкария: мечети и исламские общины // Ислам и право в России. М., 2004. Вып. 3. С. 84–96.
3. Бобровников В. О. Вакф в Дагестане: из вчерашнего дня в завтрашний? // Ислам и право в России. М., 2004. Вып. 2. С. 150–165.
4. Бобровников В. О. Дагестан // Ислам на территории бывшей Российской империи / Сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М., 2006. Т. I. С. 120–125.
5. Ад-Дагестани, Абдуллах Мухаммад Истинное лицо суфизма в свете убеждений людей Сунны и Джамаата. М., 2006.
6. Емельянова Н. М. Мусульмане Кабарды. М.: «Граница», 1999. 140 с.
7. Игнатенко А. А. Ислам и политика: сборник статей. М.: Институт религии и политики, 2004. 256 с.
8. Кисриев Э. Ф. Ислам и власть в Дагестане. М.: ОГИ, 2004. 224 с. Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М.: Центр стратегических и политических исследований, 2000. 83 с.
9. Саид-афанди ал-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. М., 2001.
10. Саид-афанди ал-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. М., 2003.
11. Скачко Ан. Дагестан. М., 1931.
12. Советский Дагестан за 40 лет: статистический сборник. Махачкала, 1960. 158 с.
13. Ханбабаев К. М. Религиозное образование в Дагестане // Проблемы поликонфессионального образования в Дагестане. Махачкала, 2002. С. 110–132.
14. Ханбабаев К. М. «Шариатизация» постсоветского Дагестана: мифы и реальность // Ислам и право в России. Вып. 1. М., 2004. С. 157–182.
15. Шевченко М. Знание от пророка // Зов предков. 2001. № 2–3.
16. Шихсаидов А. Р. Ислам в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4. С. 108–118.
17. ЧIикаса СагIид-афанди. Къисасул анбияъ. Махачкала, 1999 (Рассказы о пророках, на авар. яз.).
18. ЧIикаса СагIид-афанди. МаджмугIат аль-фаваид. Махачкала, 2000 (Собрание полезных [советов], на авар. яз.).
19. Bobrovnikov V. Al-Azhar and Shari‘a Courts in Twentieth-Century Caucasus // Middle Eastern Studies. 2001. Vol. 37. No. 4. P. 1–24.
20. Bobrovnikov V. ‘Ordinary Wahhabism’ vs. ‘Ordinary Sufi sm’? Filming Islam for Post-Soviet Muslim Young People // Religion, State and Society. 2011. Vol. 39. No. 2–3. Р. 281–301.
Рецензия
Для цитирования:
Бобровников В.О. МИКРОИСТОРИЯ РЕИСЛАМИЗАЦИИ В БЫВШЕМ КОЛХОЗЕ. Ислам в современном мире. 2017;13(3):139-158. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-3-139-158
For citation:
Bobrovnikov V.O. MICRO-HISTORY OF RE-ISLAMIZATION IN EX-KOLKHOZ VILLAGE. Islam in the modern world. 2017;13(3):139-158. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2017-13-3-139-158