«Ал-Лузумиййат» Мусы Бигиева и особенности жизнеописания Абу ал-‘Ала’ ал-Ма‘арри
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2025-21-2-185-206
Аннотация
В статье представлен краткий обзор переводческой работы Мусы Бигиева «Ал-Лузумиййат», в которой он познакомил читателей с творчеством средневекового арабского поэта-философа ал-Ма‘арри, осуществив выборочный перевод бейтов его поэмы «Лузум ма ла йалзам» до восьмой буквы арабского алфавита включительно. Исследована российская историография, связанная с именем поэта, в которой татарские авторы М. Бигиев (1907) и Р. Фахретдинов (1908) являются первыми представителями отечественного научного сообщества, обратившими внимание на биографию и творчество ал-Ма‘арри, опередив И. Крачковского (1910) и А. Крымского (1911). Показаны основные моменты критики Бигиевым традиций и методологии мусульманской биографической литературы, где он обращает внимание на ее необъективность, предвзятость и перекосы при описании биографий видных персон мусульманской истории. По его мнению, такой подход оказал резко отрицательное влияние на духовное и интеллектуальное состояние мусульман, направив их к ложным задачам и целям. Раскрываются новаторское понимание, методология и неординарные подходы Бигиева к жизнеописанию как к историко-литературному жанру, его стремление придать подобным исследованиям духовную, интеллектуальную и научную значимость. Бигиев акцентирует внимание на описании общественной пользы, принесенной тем или иным человеком, и предлагает отказаться от описания его религиозного рвения и набожности, как качеств, имеющих глубоко личную природу и не представляющих ценности с точки зрения исторической науки. Тем самым Бигиев обозначает новые ценностные ориентиры для себя и для писателей-биографов будущего. В заключении говорится о ряде методологических и в целом научных явлений современности, о которых Бигиев заявил более ста лет тому назад, выступив исследователем, опередившим научный прогресс на столетие. Речь идет о его исследовании субъективности мусульман и об оставленном им примере публичной идентичности – исследовательских направлениях, возникших в последние десятилетия развития науки.
Об авторе
А. Г. ХайрутдиновРоссия
ХАЙРУТДИНОВ Айдар Гарифутдинович – канд. филос. наук, доц.; и. о. зав., Отдел истории религий и общественной мысли им. Я. Г. Абдуллина; руководитель, Центр изучения наследия Мусы Бигиева
420014, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Батурина, 7;
109382, г. Москва, пр. Кирова, д. 12
Список литературы
1. Брусина О. И. Ислам у российских туркменов // Вестник антропологии. —2019. — № 3. — С. 222–235.
2. Емельянова Т. А. Языковая идентичность в контексте религиозной социализации молодежи // Вестник социологического образования. — 2017. — № 1. — С. 52–60.
3. Исхаков Д. М. Проблемы становления и трансформации татарской нации / под ред. Р. С. Хакимова. — Казань: Мастер Лайн, 1997. — 247 с.
4. Исхаков Д. М. Татары: перепись и политика. — Казань: Татарское книжное издательство, 2010. — 172 с.
5. Кузеев Р. Г. Историко-этнологический взгляд на современную этнолингвистическую ситуацию в Республике Башкортостан // Язык и национализм в постсоветских республиках. — М.: Наука, 1994. — С. 215–229.
6. Малашенко А. В. Ислам для России. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. —192 с.
7. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России. — М.: Алгоритм, 2007. — 576 с.
8. Хабутдинов А. Ю. Развитие мусульманской общины Татарстана в 2022 г. // Ислам в современном мире. — 2022. —Т. 18. — № 4. — С. 115–132.
9. Habermas J. Religion in the Public Sphere // European Journal of Philosophy. — 2006. — Vol. 14 (1). Pp. 1–25.
10. Ochs E., Schieffelin B. B. Language Socialization. In: Duranti A. (ed.). Key Terms in Language and Culture. — Oxford: Blackwell, 1996, — pp. 234–249.
11. Suleiman Y. The Arabic Language and National Identity: A Study in Ideology. — Washington, D.C.: Georgetown University Press, 2002. — 288 p.
12. Werbner P. Imagined Diasporas among Manchester Muslims: The Public Performance of Pakistani Transnational Identity Politics. — Oxford: James Currey / Santa Fe: School of American Research Press, 2002. — 306 p.
Рецензия
Для цитирования:
Хайрутдинов А.Г. «Ал-Лузумиййат» Мусы Бигиева и особенности жизнеописания Абу ал-‘Ала’ ал-Ма‘арри. Ислам в современном мире. 2025;21(2):185-206. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2025-21-2-185-206
For citation:
Khayrutdinov A.G. «Al-Luzumiyyāt» by Musa Bigiev and the features of the biography of Abu al-‘Ala’ al-Ma‘arri. Islam in the modern world. 2025;21(2):185-206. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2025-21-2-185-206