Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Академическое исламоведение и исламская богословская наука: возможно ли синергия разных мировоззренческих подходов и дискурсов?

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2025-21-2-129-142

Аннотация

Попытки создания в рамках обновленческого движения в исламе (именуемого авторами разных работ «тадждид», или «ислах») релевантной методологии понимания духовного наследия пророка Мухаммада под «зонтом таухида» – единобожия, начиная с Мусы Бигиева (1875–1949) и Мухаммада Икбала (1877–1938), носили и продолжают носить сегодня острополемический характер. Вопросы сближения (адаптации) наследия традиционной исламской ортодоксии с современными (нередко с приставкой – «ультра») подходами ее осмысления находятся в центре внимания многих выдающихся ученых- реформаторов, связанных с академической средой европейских стран и США. В данной статье предпринимается попытка очертить горизонты этой дискурсивной практики в научных работах таких широко известных мусульманских интеллектуалов арабского происхождения, как Тауфик Ибрагим (род. 1947) и Мухаммад Аркун (1928– 2010), деятельность которых на протяжении долгого времени складывалась под культурным влиянием европейской / российской интеллектуальной среды. Их научное кредо впечатляет разнообразием исследовательских под ходов, глубиной анализа средневековых арабских источников и их новейшей интерпретации на базе сложившейся на рубеже XX–XXI вв. исламской эпистемологии как разновидности современной теории научного познания. В статье сформулированы и развиты идеи, ранее в дискуссионном плане высказанные автором в докладе, прозвучавшем в 2019 г. на пленарной сессии в Институте востоковедения Российской академии наук.

Об авторе

Ф. А. Асадуллин
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук; Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Российской Федерации
Россия

АСАДУЛЛИН Фарид Абдуллович – канд. филол. наук;
ведущий научный сотрудник; советник главного муфтия

107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12;

129090, г. Москва, Выползов переулок д. 7



Список литературы

1. Абу Сулейман, Абд ал-Хамид. Кризис мусульманского разума. — Баку: CBS Polygraphic Production, 2011. — 304 с.

2. Бигиев М. Рəхмəт илаһия борһанлары. — Оренбург: Вакыт, 1911. — 97 б.

3. Бигиев М. Доказательства Божьей милости. — М.: ИД «Медина», 2022. — 156 с.

4. Гасымов К. Т. Мухаммад Аркун. Ал-муфаккир ва ал-бахис ва ал-ин-сан: Халка никашийа наззамаха марказ дирасат ал-вахда ал-‘ара-бийа // Kazan Islamic Review. — 2015. — № 1. — С. 247–263.

5. Аль-Джанаби М. М. Теология и философия ал-Газали. — М.: ИД «Марджани», 2010. — 240 с.

6. Дудериджа А. Эволюция понятия сунны в период первых четырех поколений мусульман // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. — М.: ООО «Издательский дом “Медина”», 2019. — С. 443–559.

7. Ибрагим Т. Кораническая эпистемология науки // Минарет Ислама. — 2015. — № 3. — С. 20–28.

8. Ибрагим Т. K. К дискуссии вокруг хадиса о сотворении Адама по образцу Бога // Ислам в современном мире. — 2018. — Т. 14. — № 4. — С. 45–68.

9. Ибрагим Т. К. Имена Бога согласно исламу. Коранический индекс. — М.: ИД «Медина», 2022. — 800 с.

10. Ибрагим Т. К. О концепции извечного творения // Ислам в современном мире. — 2018. — Т. 14. — № 3. — С. 25–46.

11. Ибрагим Т. К. Об историчности наджранской депутации: содержательный аспект преданий о составе // Ислам в современном мире. — 2020. — Т. 16. — № 2. — С. 27–46.

12. Ибрагим Т. К. Коранический гуманизм: толерантно-плюралистические установки. — М.: ИД «Медина», 2015. — 576 с.

13. Конрад Н. И. Запад и Восток. — М.: Наука, 1969. — 519 с.

14. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — 525 с.

15. Мухетдинов Д. В. «Историческая победа ахл ал-хадис — это победа доисламского мышления внутри мусульманской традиции» // Ислам в современном мире. — 2017. — Т. 13. — № 1. — С. 185–208.

16. Мухетдинов Д. В. Размышляя о дисциплинарных границах исламской теологии // Ислам в современном мире. — 2019. — Т. 15. — № 3. — С. 23–34.

17. Мухетдинов Д. В. Первый российский исламовед Дмитрий Кантемир — провозвестник христиано-мусульманского диалога в Восточной Европе первой половины XVIII века // Ислам в современном мире. — 2024. — Т. 20. — № 3. С. 27–70.

18. Элиаде М. Священное и мирское. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.

19. Хюбнер К. Истина мифа. — М.: Республика, 1996. — 448 с.

20. Рассел Б. Искусство мыслить. — М.: Идея- Пресс: Дом интеллектуал. кн., 1999. — 239 с.

21. Arkoun M. The Unthought in Contemporary Islamic Thought. — London: Saqi books, 2002. — 352 p.

22. Brown Jonathan A. C. Hadith: Muhammad’s Legacy in the Medieval and Modern World (The Foundations of Islam). — Oxford: Oneworld Publications, 2009. — 320 p.

23. Dr. Abel-Elah Belqaziz (ed.). Mohammad Arkoun: the Thinker, Researcher and Humanist», a round table discussion. — Beirut: Center for Arabic Unity, 2011. — 166 p.

24. Rahman F. Islamic Methodology in History. — Karachi: Central Institute of Islamic Research, 1965. — 208 p.

25. Zakzouk, Mahmoud Hamdy. On the Role of Islam in the Development of Philosophical Thought. — Cairo: Dar al-Manar, 1989. — 54 p.


Рецензия

Для цитирования:


Асадуллин Ф.А. Академическое исламоведение и исламская богословская наука: возможно ли синергия разных мировоззренческих подходов и дискурсов? Ислам в современном мире. 2025;21(2):129-142. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2025-21-2-129-142

For citation:


Asadullin F.A. Academic Islamic Studies and Islamic Theological Science: Is Synergy of Different Worldviews and Discourses Possible? Islam in the modern world. 2025;21(2):129-142. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2025-21-2-129-142

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)