Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

К вопросу о теоретико-методологических основах и предпосылках организации электронного обучения в исламских вузах России в контексте интегративности научной парадигмы

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2024-20-4-141-164

Аннотация

На основе обзорно-аналитического рассмотрения ряда современных педагогических концепций, подходов и принципов в представленной статье предлагается попытка осмысления теоретико- методологических предпосылок исследования проблемы применения ресурсов электронного обучения при организации образовательной деятельности отечественных исламских образовательных учреждений высшего образования в эпоху всеобщей цифровизации. Акцентируя внимание на задачах, стоящих на текущий день перед конфессионально обусловленным образованием, автор отмечает, что глобальные изменения, происходящие в мире, существенно повлияли на специфику и содержание традиционных образовательных практик, которые сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям, в том числе концептуальным условиям полипарадигмальности научно-педагогической сферы.

Об авторе

А. В. Яковлева
Московский исламский институт
Россия

ЯКОВЛЕВА Альбина Владимировна — канд. пед. наук, рук. аспирантуры. Частное учреждение — образовательная организация высшего образования 

109382, г. Москва, пр. Кирова, д. 12



Список литературы

1. Адыгамов Р. К. Инновационные технологии и методики в преподавании исламского вероучения // Minbar. Islamic Studies. 2018. № 11(1). С. 126–132.

2. Волкова О. А. Формирование ценностно-смысловых компетенций студентов бакалавриата в условиях коммуникативной образовательной среды: дис. … канд. пед. наук. Сыктывкар, 2021. 240 с.

3. Губанова А. А., Кольга В. В. Дидактические принципы и особенности электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.

4. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. М.: Юрайт, 2024. 257 с.

5. Дмитриева О. А., Коровяковский Д. Г. К вопросу о некоторых принципах исламского образования // Образование и право. 2016. № 10. С. 60–64.

6. Егоренко Т. А., Родина Е. М. Роль временной перспективы в профессиональном самоопределении студентов // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 4. С. 11–15.

7. Жукова Е. Д. Применение культурологического подхода в системе исламского образования: монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. 162 с.

8. Китайгородский М. Д. Методическая система опережающего образования учителя технологии в области современных цифровых технологий: дис. … д-ра пед. наук. Сыктывкар, 2020. 354 с.

9. Кожевникова М. Н. Интеграция иностранных обучающихся в образовательную среду российского вуза на основе национально ориентированного подхода: дис. … д-ра пед. наук. М., 2019. 357 с.

10. Козилова Л. В. Теоретико-экспериментальное обоснование профессионально ориентирующей образовательной среды педагогического университета: автореферат дис. … д-ра пед. наук. М., 2021. 47 с.

11. Койчуев А. А.-Дж. Педагогический потенциал ислама в светском образовании: теоретическая основа и практический опыт. М.; Н. Новгород: Медина, 2009. 265 с.

12. Кудрявцев А. Я. К проблеме принципов обучения // Советская педагогика. 1981. № 8. С. 100–106.

13. Левицкая А. А. Религиозное образование в современном российском обществе: содержание, особенности и перспективы развития: дис. … канд. пед. наук. М., 2019. 168 с.

14. Насыров И. Пост-ислам или культурный ислам? // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 46–54.

15. Ноздрякова Е. В. Принцип интерактивности в образовании: ретроспективный обзор педагогической теории и практики // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2016. Т. 22. № 3. С. 17–21.

16. Перминова Л. М. Развитие дидактического принципа научности в контексте современности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 4(25). С. 63–74.

17. Петрушова М. В. Основные принципы организации электронного обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2012. № 9. С. 34–35.

18. Саяхов Р. Л. Педагогические основания формирования толерантности обучающихся исламских учебных заведений // Казанский педагогический журнал. 2017. № 5. С. 88–92.

19. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.

20. Сошникова А. В. Ключевые компетенции и результаты образования как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО // Ученые записки. 2010. Т. 3. № 1(15). С. 168–174.

21. Стабровская А. В. Система реализации академической мобильности обучающихся вуза в условиях цифровизации: дис. … канд. пед. наук. М., 2022. 200 с.

22. Старикова О. Г. Полипарадигмальный подход как методологическая основа стратегического развития российского высшего образования // Образование. Наука. Инновации. 2010. № 2. С. 34–39.

23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ // Консультант Плюс.

24. Хабибуллина Г. Ю. Инновационные процессы в конфессиональном образовании: дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 208 с.

25. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.

26. Яковлева А. В. Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся конфессиональных образовательных организаций высшего образования России в условиях электронного обучения: дис. … канд. пед. наук. М., 2024. 276 с.

27. Яковлева А. В. Особенности функционирования исламских образовательных организаций в современном социально-правовом поле России // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 53–64.

28. Яковлева А. В. , Осипова О. П. Электронное обучение как ресурс развития системы конфессионального образования // Проблемы современного образования. 2022. № 5. С. 219–232.

29. Smart N. Religious Education in Secondary School. St. Albans, 1971. Pp. 21–28.


Рецензия

Для цитирования:


Яковлева А.В. К вопросу о теоретико-методологических основах и предпосылках организации электронного обучения в исламских вузах России в контексте интегративности научной парадигмы. Ислам в современном мире. 2024;20(4):141-164. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2024-20-4-141-164

For citation:


Yakovleva A.V. To the Issue of Theoretical and Methodological Foundations and Prerequisites for Organizing E-Learning in Islamic Universities of Russia in the Context of Integrativeness of the Scientific Paradigm. Islam in the modern world. 2024;20(4):141-164. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2024-20-4-141-164

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)