Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск
Том 21, № 1 (2025)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ИСЛАМА В РОССИИ

23-48 105
Аннотация

Данная статья посвящена крайне важной, но малоизученной странице истории бытования текста Корана Екатерининским Коранам. Речь идет о петербу ргских изданиях Корана 1787–1797 гг., вышедших в «Азиатской типографии» И. К. Шнора. Екатерининские Кораны — первые в истории печатные издания Корана, созданные непосредственно самими мусульманами в соответствии с исламскими нормами и традициями. Именно от Екатерининских Коранов происходят знаменитые Казанские Кораны, выпускавшиеся в XIX в., распространившиеся по всему миру и сыгравшие особую роль в продвижении текста Корана. Исследование построено на комплексном анализе широкого круга источников. Статью сопровождают данные о современных проектах в области популяризации петербургских изданий Корана в России и мире, а также приложение о результатах выполненного по заказу Издательского дома «Медина» международного исследования экземпляра Корана от 1787 г., которое открывает новую веху в изучении Екатерининских Коранов.

49-72 70
Аннотация

Типографское издание арабского текста Корана в России началось в правление Екатерины II. До недавнего времени в российских собраниях были известны только два экземпляра этих изданий, хранящиеся в Российской национальной библиотеке. В 2019 году обнаружен ещё один экземпляр в собрании музея- заповедника «Казанский Кремль». Этот вариант издания отличается от экземпляров РНБ оформлением первого разворота текста, использованием бумаги с контрамарками, содержащими две даты отлива бумаги (1793 и 1794). Кроме того, этот экземпляр представляет собой редкий пример книги с датированной 1799 годом записью об условиях передачи Корана в вакф (дар / неотчуждаемую собственность) мечети аула Шариф. Дата отлива бумаги и дата вакфа определяют период, в течение которого издание было осуществлено. Статья посвящена описанию этого экземпляра.

73-92 68
Аннотация

Статья посвящена роли духовенства в развитии мусульманской прессы в России в конце XIX — начале XX вв. Несмотря на то, что пресса в целом рассматривается как светский феномен Нового времени, важную роль в производстве российской мусульманской периодики на рубеже XIX– XX вв. сыграли улемы, которые участвовали в ее создании от первых газет, выходивших в Закавказье в 1870-е гг., до печатных изданий, закрытых уже при Советском режиме летом 1918 г. Высокий уровень квалификации улемов проявился не только в религиозной деятельности, но и в обеспечении качественной работы органов печати. В данной статье мы исследуем газеты «Нур» и «Иттифак» как издания, которые уделяли внимание не только проблемам, затрагивающим непосредственно жизнь духовенства, но и проблемам, касающиеся всех членов мусульманской уммы России. 

93-114 62
Аннотация

В настоящей статье рассказывается о том, как в начале XIX в. татары Татарской слободы, располагавшейся в районе Замоскворечья, будучи коренными жителями Москвы, предпринимали попытки записаться в купечество, чтобы иметь соответствующий сословный статус, дающий формальные основания оставаться горожанами. Однако Купеческое общество без каких-либо законных причин многократно отказывало им в этом, ссылаясь на исповедание ими ислама. В итоге Татарская слобода волевым решением была причислена к крестьянской Троице- Голенищевской волости, располагавшейся в Подмосковье. В статье впервые вводятся в научный оборот документы Центрального государственного архива Москвы с данными VI, VII и VIII ревизий (1811, 1816 и 1834 гг.) по Татарской слободе, а также ведомость 1815 г., составленная по требованию Духовной консистории для открытия учебного класса татарского языка с целью религиозного миссионерства. 

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСЛАМЕ

117-134 168
Аннотация

В статье рассматривается пример иджтихада Мусы Джаруллаха Бигиева, заключающийся в критическом религиозно- философском анализе и деконструкции средневековых правовых основ института рабовладения в мусульманском праве. В основе излагаемого в статье материала лежат разъяснения М. Бигиева по данной проблеме, представленные им в 1910 г. на страницах фундаментальной правоведческой работы «Кава‘ид фикхиййа» («Правила фикха»). Статья также знакомит с историей возникновения рабовладения в изложении Бигиева, а также с айатами Корана и хадисами, которые он, выступая в качестве приверженца фундаментальных ценностей ислама, приводит для обоснования нелегитимности института рабовладения. Данное явление Бигиев считал открыто противоречащим праву личной свободы индивида. Это право он ввел как правовую категорию в понятийное поле исламской юриспруденции, представив в качестве одной из сущностных задач шариата. Методика разбора Бигиевым устоявшихся правовых положений с целью их делегитимации являет собой пример деконструкции, опередивший разработку и признание данного понятия современной наукой на Западе и взятие его на вооружение мыслителями мусульманского Востока. Представленный материал вводится в научный оборот впервые. 

135-150 73
Аннотация

Современная эпоха ставит перед мусульманским сообществом вызовы, которые невозможно преодолеть без новых методик и их практического применения в системе исламского образования. В том числе это подразумевает обновление (тадждид) образовательных программ большинства исламских дисциплин, включая такие предметы как акида и тафсир. Акида является одним из важнейших элементов мусульманского мировоззрения, образовавшем особое направление в исламской теологии. Эта дисциплина является ключевой, поскольку затрагивает идеологию, то есть внутренний мир человека. Однако ее изучение часто сводится к формальному прохождению тех или иных принципов, причем нередко в рамках одной вероучительной школы, которая, к тому же, порой выставляется в качестве «единственно верной». Что касается тафсира, то он также является одной из базовых теологических дисциплин в системе мусульманского образования. Однако в большинстве своем изучение тафсира основывается на средневековых трудах, которые в некоторой степени не отвечают современным реалиям. Тогда как новые идеи и мысли, в том числе базирующиеся на современных научных религиоведческих знаниях, остаются без должного внимания.

151-170 67
Аннотация

Статья посвящена анализу политических идей двух выдающихся исламских мыслителей средневековья, Абу ал- Хасана ал- Маварди и Низам ал- Мулка, представленных в их трудах Ал- Ахкам ас-cултаниййа ва-л-вилайат ад- диниййа («Законы власти и религиозное правление») и Сийасет-намэ («Книга о правлении») соответственно. Эти произведения являются ключевыми для понимания исламской политической философии и принципов управления государством в средневековом исламском мире. Основная цель исследования — сравнить политические концепции ал- Маварди и Низам ал- Мулка, выявить их сходства и различия, а также оценить их вклад в развитие исламской политической мысли. В работе рассматриваются центральные идеи ал- Маварди, такие как роль халифа, значение шуры и принципы справедливого управления, а также подход Низама ал- Мулка, затрагивающий практические аспекты государственного управления, включая роль визиря и необходимость сильной централизованной власти. Несмотря на различия, теоретическую направленность труда ал- Маварди и практическую трактата Низам ал- Мулка, оба автора подчеркивают важность справедливости, нравственности и религиозных основ в управлении государством. 

ИСЛАМ Н А ПОСТСОВЕТСКОМ П РОСТРАНСТВЕ

173-196 70
Аннотация

Статья повествует об истории мечетей на территории Республики Абхазия. На основании обширного источникового и историографического материала автор приходит к выводу об ошибочности ряда распространенных в истории и этнографии мнений о бытовании ислама в абхазском обществе. В частности, неправильным видится мнение о поверхностном, элитарном и/или локальном распространении ислама в Абхазии. Напротив, география мечетей и, соответственно, вовлеченность широких слоев населения — как аристократов, так и простых представителей абхазского общества, свободных крестьян — в мусульманскую молитвенную практику свидетельствуют о том, что ислам имел распространение по всей территории республики и во всех слоях населения. Мечети, построение которых в разное время осуществлялось как представителями османской администрации (Сухум-кале), так и коренным населением, стали частью духовной жизни абхазского народа в рамках традиции «апсылманра». Все это позволяет рассматривать мечети, как важную и неотъемлемую составляющую историко- культурного наследия Абхазии.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)