Кардиоцентризм в исламской культуре и религии. Статья вторая
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-1-73-86
Аннотация
Первая статья была посвящена обоснованию того, что кардиоцентризм является общезначимой чертой не только православнославянской культуры и религии, но и ислама. Мы показали, что все исламское мировоззрение построено на принципе гармонии веры и разума и свободно от крайностей рационализма и иррационализма, доказательством чего является «концепт сердца». В данной статье мы продолжили эту тему, но под необычным углом рассмотрения — через раскрытие особенностей «духовно-сердечного» видения бытия и его отличия от обычного чувственного, зрительного восприятия мира. Главная особенность действия сердечных механизмов постижения мира заключается в том, что через них проявляется уникальная способность внутреннего видения, осуществляющего приобщение к особому знанию и даруемого Аллахом. Эта способность дается в качестве божественного дара только избранным людям, что позволяет им видеть такие грани бытия, которые не доступны обычному зрению. Вместе с тем оказывается, что такая способность «избыточного» зрения значительно усиливает жизненную драматургию человека, поскольку позволяет видеть многие проявления несовершенства мира и человека, а это значительно усложняет и так сложную жизнь.
Ключевые слова
УДК: 5.11.1.
Об авторе
Т. Э. КафаровРоссия
КАФАРОВ Тельман Эмиралиевич — д-р филос. наук, проф., зав. каф. философии и истории
367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина, 1
Список литературы
1. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере / пер. с араб. В. В. Наумкина. М.: Наука, 1980. 212 с.
2. Евдокимов И. В. Антропологические взгляды суфизма IX–XIII вв. // Исламоведение. 2018. Т. 9. № 3. С. 77–87.
3. Кафаров Т. Э. Кардиоцентризм в исламской культуре и религии // Ислам в современном мире. 2022. Т. 18. № 3. С. 79–92.
4. Коран / пер. акад. И. Ю. Крачковского. М.: СП ИКПА, 1990. 512 с.
5. Костылев П. Н. Суфийская эволюция коранической кардиоцентрической антропологии: на примере концепта «предсердие» (fu’ad) // Точки = Puncta. 2012. № 1–4. C. 389–398.
6. Сахих Муслим (мухтасар). Краткое изложение, составленное имамом ал-Мунзири. М.: UMMAH, 2011. 1215 с.
7. Священный Коран с комментариями на русском языке / толкование Абдуллы Юсуфа Али. Н. Новгород: ИД Медина, 2007. 1741 с.
8. Фролов Д. В. Семантика мотива камня в Коране // Фролов Д. В. Арабская филология. Грамматика, стихосложение, корановедение: статьи разных лет. М.: Языки славянской культуры, 2006. С. 299–323.
9. Al-Hallaj. Complete works. By Kasem Mohammad Abbas. Beirut: Riad ElRayyes Books S. A.R.I, 2002. 324 р.
10. Bowering G. God and his attributes // Encyclopaedia of the Qur’an / Jane Dammen McAuliffe, General Editor. Vol. II. Leiden; Boston; Koln: Brill, 2001. P. 324.
11. Kermani N. Intellect // Encyclopaedia of the Qur’an / Jane Dammen McAuliffe, General Editor. Vol. II. Leiden; Boston; Koln: Brill, 2001. P. 547.
Рецензия
Для цитирования:
Кафаров Т.Э. Кардиоцентризм в исламской культуре и религии. Статья вторая. Ислам в современном мире. 2023;19(1):73-86. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-1-73-86
For citation:
Kafarov T.E. The Cardiocentrism in Islamic Culture and Religion. Part Two. Islam in the modern world. 2023;19(1):73-86. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2023-19-1-73-86