Preview

Ислам в современном мире

Расширенный поиск

Джадидизм как новый тип религиозности: опыт предварительной концептуализации

https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-4-43-64

Аннотация

Данная статья посвящена осмыслению феномена джадидизма в контексте мирового исламского обновленческого движения. Она состоит из введения, двух параграфов и заключения. Во введении автор обозначает значимость и степень дискуссионности темы. Подчеркивается допустимость разнообразных подходов к тематизации данного феномена. В первом параграфе рассматриваются некоторые современные концепции в историографии джадидского вопроса. Там же критикуется попытка закрыть данный вопрос ревизионистской деконструкцией оппозиции джадидизма/ кадимизма, представленной в творчестве Д. ДеВиза и некоторых его российских сторонников. Автор доказывает нехватку серьезных оснований для отказа от указанной оппозиции, риторический характер ее критики и нерелевантность аргументов ревизионистов. Во втором параграфе авторский фокус смещается от критики оппонентов к «позитивному» изложению некоторых принципиальных тезисов, которые необходимо учитывать при исследовании джадидского движения. Опираясь на концептуальное разграничение религиозности и религии, автор описывает джадидизм в качестве нового типа религиозности, возникающего в результате ответа на вызовы модерна. При этом сам термин «модерн» интерпретируется в свете теории множественных версий модерна. Это позволяет избежать слишком легкой критики исламского модернизма как европоцентристского по своей сути феномена. Кроме того, во втором параграфе отмечается укорененность исламского модернизма, включая джадидизм, в самой исламской традиции тадждида. В заключении автор излагает свою интерпретацию сути джадидского проекта.

Об авторе

Д. В. Мухетдинов
Московский исламский институт; Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Мухетдинов Дамир Ваисович — доктор теологии, ректор Московского исламского института; профессор Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета

109382, г. Москва, пр. Кирова, 12,

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 11



Список литературы

1. Абдо М. Трактат о единобожии. М.: ИД «Медина», 2021.

2. Ал-Афгани Дж. Ответ материалистам. М.: ИД «Медина», 2021.

3. Алмазова Л. И. Незатихающие споры вокруг феномена татарского джадидизма // Islamology. 2020. Т. 10. Вып. 2. С. 180–187.

4. Аль-Джанаби М. Теология и философия ал-Газали. М.: ИД Марджани, 2010.

5. Арнасон Й. Цивилизационные паттерны и исторические процессы. М.: Новое литературное обозрение, 2021.

6. Асад Т. Идея антропологии ислама // Islamology. 2017. Т. 7. № 1. С. 55–56.

7. Ахмад-хан С. Избранные произведения. М.: ИД «Медина», 2022.

8. Бабаханов Ш. Муфтий Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан: жизнь и деятельность. Ташкент: Государственное научное издательство «Узбекистон миллий энциклопедияси», 1999.

9. [Бигиев] Муса Джаруллах. Ислахат асаслары. Пг.: 1917.

10. Бигиев М. Адабийат ‘арабийа ила ‘улум исламийа. Казан: Лито-Типография И. Н. Харитонова, 1907.

11. Бигиев М. Некоторые актуальные проблемы нашего общества. М.: ИД «Медина», 2022.

12. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы у татар. Казань: Издательство «Иман», 1998.

13. Долгиева М. Б., Харсиев Б. М.-Г. Вклад мусульманских просветителей в развитие общественной мысли Ингушетии (вторая половина XIX — начала XX в.) // Материалы II Международной научно-образовательной конференции «Бигиевские чтения» по теме «Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления». Санкт Петербург, 17–20 мая 2015. М.: ИД Медина, 2016.

14. Икбал М. Развитие метафизики в Персии: к истории мусульманской философии. М.: ИД «Медина», 2023 (в печати).

15. Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М.: ИД «Садра», 2020.

16. Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань: Издательство «Иман», 1997.

17. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским господством. Казань: Российский исламский университет, 2008.

18. Кузнецов В. А. Постсекулярный век неомодерна. Ближневосточный извод // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 85–111.

19. Мараш И. Религиозное обновление в тюркском мире (1850–1917). Казань: Издательство «Иман», 2005.

20. Мухетдинов Д. В. Ислам в Индонезии: обновленческое движение. М.: ИД «Медина», 2023 (в печати).

21. Мухетдинов Д. В. Обновленческое движение в Индонезии: жизнь и учение Нурхолиса Маджида // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 3. С. 47–66.

22. Мухетдинов Д. В. Российское мусульманство: в поисках политической субъектности. М.: Эксмо, 2022.

23. Мухетдинов Д. В. Теология обновления. М.: ИД «Медина», 2023 (в печати).

24. Мухетдинов Д. В. Хусаин Фаизхан — классик татарского просвещения, истории и педагогики. Н. Новгород: ИД «Медина», 2014.

25. Руа О. Глобализированный ислам: в поисках новой уммы. М.: Фонд Марджани, 2018.

26. Сенюткина О. Н. Джадидизм как часть российского исламского дискурса (современные историографические оценки) // Исламоведение. 2018. Т. 9. Вып 2. С. 15–29.

27. Усманов М. А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Повесть о жизни и деятельности. Казань: Татарское книжное издательство, 1980.

28. Усманходжаев А. Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению Ислама в Советском Союзе. — М. — Нижний Новгород: ИД «Медина», 2008.

29. Фәхретдин Р. Дини вә иҗтимагый мәсъәләләр. Оренбург, 1914.

30. Шалтут М. Ислам: вероучение и закон. М.: ИД «Медина», 2021. DeWeese D. It was a Dark and Stagnant Night (‘til the Jadids Brought the Light): Clichés, Biases, and False Dichotomies in the Intellectual History of Central Asia // Journal of the Economic and Social History of the Orient, 59. 1–2 (2016). Pp. 37–92.

31. Khalid A. The Politics of Muslim Cultural Reform. Jadidism in Central Asia. Berkeley, LA and London University of California Press, 1998.

32. Landau-Tasseron E. The “Cyclical Reform”: A Study of mujaddid Tradition // Studia Islamica. 70. 1989. Pp. 79–117.

33. Modernist Islam, 1840–1940. Kurzman Ch. (ed). Oxford, NY: Oxford University Press, 2002.

34. Voll J. Renewal and Reform in Islamic History: Tajdīd and Iṣlāh // Esposito J. (ed.) Voices of Resurgent Islam. New York; Oxford, 1983. Pp. 32–47


Рецензия

Для цитирования:


Мухетдинов Д.В. Джадидизм как новый тип религиозности: опыт предварительной концептуализации. Ислам в современном мире. 2022;18(4):43-64. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-4-43-64

For citation:


Mukhetdinov D.V. Jadidism as a New Type of Religiousity: Essay on Preliminary Conceptualization. Islam in the modern world. 2022;18(4):43-64. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-4-43-64

Просмотров: 487


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2074-1529 (Print)
ISSN 2618-7221 (Online)