Богословско-правовое исследование о шариатской легитимности расторжения брака вгражданском суде по инициативе жены
https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-1-85-102
Аннотация
Данное исследование посвящено проблеме применения светских законов врелигиозном правовом поле на примере расторжения религиозного брака в органах ЗАГС или гражданском суде. В попытке выяснить, насколько легитимна подобная практика, автор анализирует наследие богословов прошлого и опыт богословов настоящего, а также возможность их применения всовременных российских реалияях.
Как известно, вопросы регулирования семейных отношений мусульман находятся в компетенции религиозных организаций. Однако в условиях светского государства возникает необходимость в дублировании религиозного брака в официальных органах. Ведь если семейная жизнь не сложится, то получение официального развода, который будет иметь законную силу, возможно лишь в гражданском суде. Арешения шариатского суда или иной компетентной религиозной организации будут апеллировать лишь к совести ответчика. Никакой реальной власти для взыскания, например, алиментов, у нее нет. Более того, зачастую обращение в гражданский суд остается единственной возможностью для замужней женщины получить развод, когда традиционные пути для этого оказываются тщетны.
Несмотря на актуальность проблемы для мусульман РФ, данное исследование является лишь первой работой в русскоязычном сегменте и предлагает альтернативный вариант для решения семейных проблем.
Ключевые слова
Об авторе
Р. С. АхметжановРоссия
АХМЕТЖАНОВ Руфат Сафаевич — член Совета улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации, имам-хатиб Московской Исторической мечети
115184, г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 28, стр. 1–2
Список литературы
1. Священный Коран / смысловой пер. с коммент.; гл. ред. Д. Мухетдинов. М.: ИД «Медина», 2015. 1888 с.
2. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2022. 64 с. Богословское заключение Совета улемов ДУМ РФ №2/19 // Ислам. 2019. Вып. 7–8. С.110–116.
3. Ас- Сарахси М. Ал-мабсут. [Популярно изложенный]. Бейрут: Ал-ма‘рифа. 1986. Т.8(16). 199 с.
4. Ал- Маварди А. Ал-ахкам ас-султаниййа ва ал-вилайат ад-диниййа [Законы власти и религиозное правление]. Кувейт: Дар ибн Кутайба, 1989. Т.1. 390 с.
5. Ад- Дусуки Ш. Хашийа ад- Дусуки ‘ала аш-шарх ал-кабир [Комментарии ад- Дусуки к«Большому толкованию»]. Каир: Ихйа’ ал-кутуб ал-‘арабиййа. Т.3. 552 с.; Т.4. 501 с.
6. Ат- Тирмизи М. Сунан ат- Тирмизи [Свод хадисов имама ат- Тирмизи]. Эр-Рияд: Байт ал-афкар ад-давлиййа, [б. г.]. Т.1. 806 с.
7. Абу Давуд С. Сунан Аби Давуд [Свод хадисов Абу Давуда]. Эр-Рияд: Байт ал-афкар ад-давлиййа, [б. г.]. Т.1. 770 с.
8. Ас- Самарканди А. Тухфат ал-фукаха’ [Дар богословам]. Бейрут: Ал-кутуб ал-‘илмиййа, [б. г.]. Т.3. 806 с.
9. Ибн Маджа. Сунан Ибн Маджа [Свод хадисов Ибн Маджи]. Эр-Рияд: Байт ал-афкар ад-давлиййа. Т.1. 629 с.
10. Аш- Шафи‘и М. Ал-умм [Основа]. Бейрут: Ал-ма‘рифа, [б. г.]. Т.3(6). 264 с.
11. Са‘ид ибн Мансур. Китаб ас-сунан [Книга сунны]. Бомбей: Ас-салафиййа, [б. г.]. Т.1/3. 388 с.
12. Ал- Байхаки. Ас- Сунан ал-кубра [Большой свод хадисов]. Бейрут: Ал-кутуб ал-‘илмиййа, [б. г.]. Т.7. 806 с.
13. Ибн Кудама М. Ал-кафи [Достаточный]. Каир: Дар хиджр, 1997. Т.6. 632 с.
14. Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд ал-мухтар ‘ала ад-дурр ал-мухтар (Хашийа Ибн ‘Абидин). [Возвращение смятенного кизысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]. Бейрут: Ихйа’ ат-турас ал-‘арабийй, 1998. Т.8. 456 с.
15. Laher Yusuf. Al-heelatun naafi’ah translation of al-heelatun naajizah (by Ashraf Ali Thanwi) [Полезная уловка. Перевод «Действенной уловки» Ашрафа ‘Али Тханви]. 123 р.
16. Ал- Касими Б. Дирасат ва абхас хаула кадаййа фикхиййа му‘асира [Изучение и исследование современных богословских проблем]. Бейрут: Ал-кутуб ал-‘илмиййа, [б. г.]. 160 с.
17. Ат- Тамими А. Тасхих сувар ат-талак ал-маданийй ли ал-муслимин фи билад ал-акаллиййат [Подтверждение видов развода вгражданском суде для мусульман в странах меньшинств]. Мекка, 2000. 24 с.
18. Такий ‘Усмани М. Фасх никах ал-муслимат мин кибал ал-маракиз ал-исламиййа фи билад гайр исламиййа [Расторжение брака мусульманок при исламских центрах в немусульманских странах]. Джидда: Маджалла ал-маджма’ ал-фикх ал-исламийй ат-таби‘ ли-рабитат ал-‘алам ал-исламийй // Журнал Ассамблеи исламского богословия при Мировой исламской лиге. 2004. № 19. С.308–321.
19. Ал-маджалла [Кодекс]. Бейрут: Ибн Хазм, 2004. Т.1. 593 с.
20. Ибн Нуджайм. Гамз ‘уйун ал-басаир шарх китаб ал-ашбах ва ан-назаир [Знаки очей просветленных. Примечания ккниге «Подобные ипохожие»]. Бейрут: Ал-кутуб ал-‘илмиййа, 1985. Т.2. 444 с.
21. Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава [Сборник фетв]. Медина: Муджамма‘ ал-малик фахд ли тиба‘ат ал-мусхаф аш-шариф, 2004. Т.29. 592 с.
22. Маулави Фейсал. Ас-су’ал: ма хуа хукм татлик ал-кади гайр ал-муслим? [Вопрос: «Каково шариатское постановление орасторжении брака судьей- немусульманином?»] // Маджалла ал-маджлис ал-урубийй лилифта’ ва ал-бухус // Ал-‘адад ал-аввал [Журнал Европейского совета по исследованиям и фетвам. 2001. № 1. С.54–64.
Рецензия
Для цитирования:
Ахметжанов Р.С. Богословско-правовое исследование о шариатской легитимности расторжения брака вгражданском суде по инициативе жены. Ислам в современном мире. 2022;18(1):85-102. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-1-85-102
For citation:
Ahmetzhanov R.S. On the Shari‘a Legitimacy of Dissolution of Religious Marriage in the Civil Court: А Case of Wife Initiative. Islam in the modern world. 2022;18(1):85-102. (In Russ.) https://doi.org/10.22311/2074-1529-2022-18-1-85-102